Узнав об этом случае, наш корреспондент решил встретиться с председателем правления акционерного общества «ЭК «Севастопольэнерго» В.А.БОГУРЕНКО и поинтересовался, насколько велики в городе хищения электроэнергии. Вот что сказал Владимир Алексеевич, отвечая на первый вопрос журналиста. — Подобных, правда, не столь курьезных случаев, связанных с хищениями, которые мы называем несанкционированным потреблением электроэнергии, много. В прошлом году по расчетам они составили около 7 процентов от всех потерь электроэнергии. В денежном выражении это около 10 миллионов гривен. Естественно, что больше нельзя было мириться с такими потерями. Сейчас количество контролеров доведено до 140 — по одному на тысячу абонентов. Проводим массовые проверки населения и юридических лиц. Контролеры будут посещать бытовых абонентов раз в месяц и проверять правильность работы счетчиков, а также соответствие подключенных токоприемников разрешенной техническими условиями потребляемой мощности.
— Рабочие говорят, что зарплата у вас выдается с задержкой на два месяца, а вы увеличиваете штатную численность еще на сто с лишним человек.
— Это оправданно. В марте только за одну неделю за различные нарушения населением правил пользования электроэнергией нами отключено 89 абонентов с общей суммой долга в 19135 гривен. Еще большие прегрешения допустили юридические лица. За ту же неделю отключено 24 потребителя, задолжавших более 29 тысяч гривен. Ежемесячно в судах рассматривается в среднем по 20 наших исков. Почти все удовлетворяются. Контролеры свою зарплату отрабатывают с лихвой. Мы учитываем не только финансовые поступления в результате судебных исков и штрафов, которые увеличились, но и повышение уровня платежной дисциплины. Многие стали лучше понимать, что электроэнергия — это товар и за него надо платить. Хотел бы поблагодарить абонентов, которые своевременно рассчитываются с нами, не имеют долгов. Таких в Севастополе большинство. У нас уровень проплат выше, чем в среднем по Крыму и некоторым областям Украины. Только в феврале она возросла на 15 процентов в сравнении с январем.
— Стало быть, карательные меры дают эффект.
— Я бы не стал проблему платежей упрощать и сводить ее только к усилению контроля. Хотя наш человек так устроен, что без контроля мы все просто пропадем. Вы знаете, что является главным фактором, побуждающим абонентов лучше платить за электроэнергию? Ее бесперебойная подача. В прошлом году у нас не было веерных отключений. Мы стали лучше обеспечивать потребителей электроэнергией.
— Нельзя с этим не согласиться. И тем не менее на аппаратных совещаниях вас не раз упрекали в том, что «Севастопольэнерго» не учитывает интересов города, не хочет войти в тяжелое положение, в котором находятся его коммунальные предприятия. Вы периодически заявляете о готовности отключить электроэнергию то «Севгорводоканалу», то «Севтеплоэнерго». Складывается впечатление, что после приватизации ваше предприятие как бы вышло из привычной структуры энергоснабжения города, заняло особое положение в этом важном деле и стало неуправляемым.
— Вы затронули очень болезненный вопрос, требующий пояснений. К сожалению, у населения и даже у некоторых должностных лиц сложилось именно такое мнение. Мало кто знает, что к моменту приватизации коммунальные предприятия города и другие абонеты были должны «Севастопольэнерго» 63 миллиона гривен. Этот долг был реструктуризирован, и его возврат частями был отсрочен до 1 апреля этого года. И вот пришел час расплаты. Теперь наше предприятие обязано ежемесячно перечислять в энергорынок по 1,7 миллиона гривен. Суммарный долг нам теплосети, водоканала и троллейбусников составляет около 40 миллионов гривен.
Чтобы рассчитаться за февраль, мы вынуждены были взять кредит в 3,5 миллиона, задержать своим работникам зарплату. Нашу ситуацию в городе все понимают, но она пока не разрешается. Это кончится тем, что городу урежут лимиты и мы вынуждены будем пойти на веерные отключения, что вновь вызовет снижение поступлений за потребленную электроэнергию. Несмотря на это, мы продолжаем выполнять инвестиционную программу. Уже вложено 11 миллионов гривен на технические работы по повышению надежности электроснабжения, идет модернизация трансформаторных подстанций. В этом году запланирована довольно дорогостоящая прокладка от шестой подстанции в центр города кабеля. Так что разговоры о том, что мы не учитываем интересов города, лишены основания.
— Владимир Алексеевич, как быть абоненту, если у него накопился долг, который он не может погасить сразу? Вы его без всяких разговоров отключаете от сети?
— Без всяких разговоров не отключаем никого. Должнику высылается предупреждение о возможном отключении через месяц, если долг не будет погашен. Если у человека нет возможности рассчитаться за это время, он должен прийти в абонентский отдел, чтобы согласовать график погашения долга в течение полугода. Идти на какие-то ухищрения никому не советую. Как говорится, себе дороже.
— Так ждать ли нам веерных отключений?
— Я надеюсь, что город найдет возможность последовательно рассчитаться с долгами. В прошлом году ведь была такая же ситуация. И деньги нашлись. Кстати сказать, вы уж не называйте истинную фамилию того «чудотворца», который мебель вывозил. Он стал рассчитываться со своим долгом и пообещал больше не пытаться нас провести.
Эти просьбу Владимира Богуренко мы выполнили.