Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 16o

Награды фестиваля — спектаклю "Маугли" и Ирине Плескачевой

В Харькове завершился первый фестиваль молодежных театров "Театрон". Он открывался спектаклем "Маугли" севастопольского театра "На Большой Морской". Спектакль имел огромный успех. Зрители стоя в течение 15 минут аплодировали севастопольским артистам. А по итогам фестиваля...

В Харькове завершился первый фестиваль молодежных театров "Театрон". Он открывался спектаклем "Маугли" севастопольского театра "На Большой Морской". Спектакль имел огромный успех. Зрители стоя в течение 15 минут аплодировали севастопольским артистам. А по итогам фестиваля этот спектакль вышел победителем в номинации "Зрительский восторг". Режиссер, балетмейстер, актриса Ирина Плескачева была удостоена награды за режиссуру и исполнение роли Волчицы. Ирина Пантелеева стала лауреатом в номинации "За лучшую роль второго плана" (Багира). Нынешняя награда — далеко не первая в творческой судьбе Ирины Плескачевой. Несколько лет назад спектакль "Дюймовочка", где она выступала как хореограф, был представлен на Московском фестивале "Искусство — любовь моя", который проходил в знаменитом детском музыкальном театре имени Натальи Сац. Тогда "Дюймовочка" одержала победу в шести номинациях (в том числе и за лучшую хореографию) и получила Гран При.

По своей первой специальности Ирина — преподаватель-хореограф. По второй — актриса. Обе эти специальности счастливо переплелись в ее судьбе. А вообще-то, по ее мнению, такого творческого удовлетворения и такого результата не было бы, если бы она не поступила на работу в театр "На Большой Морской" в пору, когда его художественным руководителем был Виктор Оршанский.

— Все дело как раз в том, что я попала в такой театр, где без удовольствия работать вообще невозможно. Да, у меня были варианты, можно было бы выбрать другое место работы, можно было бы пойти танцевать. Но я чудом встретилась с Виктором Абрамовичем Оршанским, который позвал меня в детский театр, и здесь я ощутила такую волю, такую возможность для творчества, я увидела такое поле непаханое, что я теперь просто не представляю, как я могла бы быть где-то в другом месте.

Любопытное совпадение: за одиннадцать лет работы в театре Ирина Плескачева-режиссер поставила одиннадцать спектаклей. В большинстве своем — детских. Это постановки по мотивам произведений всемирно известных сказочников — Р.Киплинга, Г.-Х.Андерсена, Д.Родари. Это пьесы современных авторов — К.Драгунской, Е.Чеповецкого. Это, наконец, ее собственные инсценировки: "История Шервудского леса" и "Место встречи — Нью-Йорк". За это же время Ирина проявила себя как искренняя и глубоко чувствующая актриса, которая играла и в детских, и во взрослых спектаклях. И, естественно, она всегда с особой любовью занималась постановкой танцев — практически во всех спектаклях своего театра. Так что совершенно естественно, что Ирина проводит в театре всю свою жизнь, здесь днюет и ночует, здесь работает вместе с мужем, сюда устремилась буквально через два месяца после рождения своей дочурки.

В этом, считает она, нет ничего удивительного, потому что в молодежном театре ее окружают такие же влюбленные в сцену мальчики и девочки, целиком отдающие себя театру, несмотря на сложности и лишения, которые окружают их со дня рождения этого коллектива.

Но что может быть приятнее аплодисментов зрителей и фестивальных побед?! В самом деле, тот же спектакль "Маугли" был представлен в Ярославле на фестивале театральных школ России и там был удостоен приза за лучшее пластическое решение. Он дважды становился лауреатом "Херсонесских игр". Его прекрасно принимали на гастролях зрители Санкт-Петербурга.

А ведь "Маугли" зарождался семь лет назад как своего рода эксперимент. Тогда значительная часть актеров училась в Ярославском театральном институте, точнее в филиале, который был создан при ТБМ. Ирина Плескачева преподавала танец. Она посчитала, что принимать обычный экзамен у студентов, как это бывает в балетных учебных заведениях, просто скучно. И решила сделать экзамен-спектакль. Так появился пластический спектакль "Маугли", который затем прочно вошел в репертуар, а сама эта постановка стала началом нового направления в молодежном театре.

Вообще говоря, Киплинг и конкретно спектакль "Маугли" присутствуют почти в каждом ТЮЗе. "Маугли" стал непременным элементом репертуара театра для детей.

— Есть пьеса по Киплингу, — рассказывает Ирина, — есть различные инсценировки. Но наш спектакль немножко отличен. Для меня Киплинг — в первую очередь философ. В "Маугли" на первый план выступает философия доверия, когда раскрывается и доверяется самое сокровенное. И мне показалось, что одних слов здесь мало, что философское решение "Книги джунглей" можно отразить в пластике, в движении, во взаимопонимании, взаимопроникновении. Пластика и стала главным языком нашего спектакля.

Действительно, аналогов пластической постановки "Маугли" нет в других театрах. И важно, что его разыгрывают не профессиональные танцоры, а драматические артисты и они вносят в пластический рисунок внутреннее напряжение, которое несет сама роль. И потому, например, без слов ясно, что Саша Безродный играет Медведя Балу, наставника, учителя. И зрителям вовсе не требуются слова, чтобы различать Волчицу, Багиру, Удава, — все это достигается благодаря синтезу музыки, пластики, жестов, свойственных каждому персонажу.

Спектаклю "Маугли" уже семь лет. Но, к сожалению, театр показывает его не так часто, как того хотелось бы. И сам жанр очень сложный. И для его показа требуется хорошая сцена, как, например, в театре им. А.В.Луначарского, где его уже показывали несколько раз, в том числе на фестивальных мероприятиях. Именно к последнему фестивалю "Херсонесские игры" Ирина Пантелеева, сценический партнер Ирины Плескачевой, которая в то время находилась в командировке в Старом Осколе, обновила спектакль. Обновились костюмы и декорации. Но дух, атмосфера спектакля остались прежними. И "Маугли" снова живет, он сохранил свое притяжение, свою новизну, несмотря на смену актерского поколения. И весьма показательно, что теперь в "Маугли" участвуют бывшие воспитанники Ирины по детской театральной студии. Сначала они — Катя Муханова, Артур Горбунов, Лиза Бессокирная — выступали в "Дюймовочке", а теперь уже в "Маугли".

Ирина Плескачева — человек неожиданный, непредсказуемый в своем творчестве. Она всегда поражает не только зрителей, но и коллег. Так было, например, когда она решила поставить сказку Г.-Х.Андерсена "Девочка со спичками", казалось бы, очень грустную сказку. А спектакль вышел светлым и добрым, сострадательным, а это как раз и стало очень своевременным его качеством. Еще более удивило ее обращение к творчеству Шарля Бодлера. Почему?

— Я была знакома только с поэзией Бодлера — "Цветы зла". И вдруг мне попалась проза. Цикл новелл "Парижский сплин" показался мне очень театральным и близким к направлению нашего коллектива. Я стала искать инсценировки, но оказалось, что их нет, и вообще я не слышала, чтобы в театрах играли Бодлера. Мы с Ильей Спиновым пошли на своего рода эксперимент и решили сделать самостоятельную работу. Очень помог наш звукооператор Саша Арнаут, он нашел музыкальный образ спектакля. Потом подключился художественный руководитель театра — Людмила Евгеньевна Оршанская. Так вчетвером мы сотворили спектакль.

В спектакле "Парижский сплин" Ирина играет 11 ролей — 11 музыкальных тем, очень разных для каждого образа. Возможно, именно этот спектакль будет представлен на престижном театральном фестивале во Львове. А может быть, и какой-то другой. Ведь в своем творчестве и в своих замыслах Ирина Плескачева всегда поражает окружающих. Так, теперь она задумала спектакль, посвященный творчеству Фаины Раневской. Такого тоже еще не было в столичных театрах. А она решилась. И, можно не сомневаться, у нее все получится!

На снимках: Ирина Плескачева; сцена из спектакля "Маугли".

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ