Законодательные нововведения мы попросили прокомментировать заведующего отделением гигиены питания городской санэпидстан-ции Константина Спиридоновича БУДЫКУ: Вступил в силу Закон Украины «О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой продукции из них», принятый 6 февраля
Его основная цель — обеспечить правовые и организационные основы гарантии качества и безопасности сырья и рыбопродукции. Закон равно важен для нашего города как одного из центров рыбодобывающей и перерабатывающей промышленности Украины и всех севастопольцев как потребителей даров морей и водоемов. Прежде всего покупатели должны знать для себя два основных положения нового закона:
— Для реализации или переработки продуктов лова нужны ветеринарное свидетельство и заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы в случае, если продукт лова реализуется или направляется на переработку впервые.
— Для реализации пищевых продуктов нужно больше документов: ветеринарное свидетельство; свидетельство производителя о качестве; сертификат соответствия или свидетельство о признании в Украине иностранного сертификата (для импортированной продукции); маркировка.
Если сомневаетесь в качестве товара, смело требуйте эти документы!
— Во-первых, закон вводит четкие термины: «аттестация производства», «ветеринарное свидетельство», «критические точки производства» и др. То есть дает им законченные понятные определения. Например, чем отличаются партии выращенных живых ресурсов и продуктов лова, что такое рыбопродукция вообще, консервы и пресервы. Ведь это совершенно разные три группы, которые нельзя обобщать. К первой относятся только мороженая, соленая, копченая, вяленая и провесная продукция.
В законе также расписано, кто, за что в контроле качества сырья и продукции отвечает и на каком этапе. Например, основная роль при аттестации производства переработки рыбы и морепродуктов отводится региональным центрам стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС), а первичный контроль выловленных водных ресурсов возлагается на управление ветеринарной медицины. В целом же в интересах потребителей закон регламентирует условия вылова, производства, реализации рыбной продукции, ввоз и вывоз ее через таможенную границу Украины.
Определение периодичности контроля показателей безопасности продуктов лова, согласно действующему законодательству — дело санэпидслужбы. На «первом месте», так сказать, СЭС при выдаче разрешений субъектам хозяйствования на переработку продуктов лова, которые уже имеют заключение ветнадзора. В Севастополе под контролем сэс находятся 7 больших предприятий этой отрасли. В работе — еще несколько проектов крупных заводов. То есть суммарно в городе будет порядка 10 таких объектов.
Вот еще одно интересное положение: субъекты хозяйствования, осуществляющие рыбоконсервное, пресервное производство (не копчение или засол, а именно эти виды!), подлежат учету в центральном органе исполнительной власти в сфере рыбного хозяйства. Этот орган присваивает зарегистрированному у него рыбному предприятию номер, которым оно и маркирует продукцию собственного производства.
Очень важный момент теперь — аттестация перерабатывающего производства. Раньше санэпидстанция в ней активного участия не принимала, только предъявляла свои требования, выдавала соответствующие документы типа заключения на начало работ, протокола исследований по показателям безопасности и т.п. Отныне, по всей видимости, горСЭС должна входить в аттестационную комиссию, которую возглавляет СГЦСМС.
Введен новый порядок — обязательная регистрация результатов контроля и испытаний, составления, утверждения и хранения таких протоколов.
В статье 6-й большое внимание уделяется еще одному нововведению: при переработке продуктов лова должны обеспечиваться учет поступлений сырья, а также учет изготовленной из него продукции. Кстати, регистрация количества поступивших импортных или выловленных продуктов не только поможет наведению большего порядка, что облегчит задачу нашей службе, но и станет, думаю, большим подспорьем налоговикам.
Чрезвычайную важность теперь имеют требования о наличии на всех рыбоперерабатывающих предприятиях производственных лабораторий. Раньше этот вопрос был зафиксирован лишь в санитарных правилах для береговых предприятий. Но это был подзаконный акт. Теперь все новые предприятия, возникшие за пределами Камышовой бухты после 1991 года, по-видимому, обязаны создать и аккредитовать такие лаборатории. Сроки исполнения, правда, не определены. Но скажу, что это очень сложное и затратное дело: проект, строительство, подготовка кадров, оборудование и др. Зато качество продукции, несомненно, будет на порядок выше. Можно предположить, что такие лаборатории будут также создаваться по одной на два-три предприятия. Но это нереально для некоторых видов контроля, например, по физико-химическим показателям. Не будут же производители возить для него в такую «общую» лабораторию каждую партию, как это положено. А контроль по микробиологическим показателям, в зависимости от вида рыбопродукции или консервов, должен производиться с кратностью 1 раз в 5 — 10 дней, а иногда — практически каждую смену, например, для консервов.
За нарушение требований закона предусмотрена ответственность разной степени тяжести: от приостановки производства до обращения в органы прокуратуры.