«Кoне» (с ударением на первый слог) машиниста крана ООО»Севморверфь» (ОАО «Севморзавод») Ольги Корнюхиной мне всегда напоминает журавля. Огромная желтая птица возвышается над городом. 66-метровая стрела и башня крана видны со всех сторон. Я давно мечтала подняться на него. И вот моя мечта сбылась. «Только бы не остановиться и не смотреть вниз. Иначе выше не ступлю ни шагу», — уговаривала я себя, карабкаясь вверх по ажурной металлической лестнице на самый высокий в городе портальный кран. О спуске вниз старалась не думать, с ужасом представляя, в какие пятки улетит моя душа, когда заберусь на самую макушку — в кабину машиниста. Что же испытывают эти женщины каждый день, поднимаясь в любую погоду туда, где свободно чувствуют себя лишь птицы?
Ожидание у тяжелой металлической двери хозяйки (по правилам техники безопасности во время работы крана дверь закрывается изнутри) мне показалось вечностью. Зато вынужденная остановка помогла немного освоиться и привыкнуть к высоте. Сверху город был игрушечным. А его бухты вместе с кораблями можно было накрыть ладонью одной руки. За дверью загремел засов, и в черном проеме появилась невысокая женщина. Ольга Петровна, избалованная вниманием телеоператоров, не удивилась и моему неожиданному появлению. Обычно ее кран используют для съемок панорамы города и завода. Обозрение почти как из самолета. Однажды в объектив фотокорреспондента попала и она на фоне крана. С тех пор к журналистским визитам она относится настороженно. Мой — застал врасплох. Но отступать было некуда.
В детстве она не мечтала о профессии машиниста крана. На Морском заводе работала мама, воспитавшая у дочери бесценные качества: требовательность к себе и ответственность. Трудовое «крещение» обрела на земле. Кузнечный цех, под потолком которого передвигалась кабина ее крана, вызывал у двадцатилетней Ольги страх. Раскаленный металл, дым, грохот молотов, дышащие огнем печи можно было сравнить только с преисподней. Освоившись на «мостовиках», ее душа потянулась выше — на портальные краны. Случалось, приходилось в смену бегать с одного крана на другой. Нынешняя молодежь в таких случаях бурчит. Она им тут же: «Радуйтесь, что вы нужны!»
Высота для Ольги Корнюхиной — родная стихия. «Не страшно?» — спросила Ольгу Петровну. «Бывает и страшно, но это нормально». Ей нравится парить над этим миром на высоте 60 метров, не имея крыльев.
И все же однажды, отчаявшись получить хоть когда-нибудь заработную плату, она ушла с завода. Ушла «в никуда». Торговать не умела и не хотела. Четыре месяца наблюдала за своими стальными «птицами» издалека и не выдержала. Вернулась, попав в самую гущу работы. На «Верфи» строилась полупогружная платформа ТП-400 для транспортировки кораблей на воздушной подушке типа «Зубр». Ее кран переносил огромные блоки-секции при строительстве пожарного судна. Еще раньше ей приходилось строить вместе с корабелами уникальные плавучие краны.
Ольга Петровна любит работать с большими грузами: «Только тогда можно ощутить, как напрягается корпус твоей металлической машины и слегка дрожит». Портальный кран «КОНЕ» способен перемещать груз весом до 100 тонн. Сидя в уютной, по-домашнему теплой кабине, я все пыталась найти ответ на свой вопрос: «Почему в крановщицы идут женщины?» Только на нашем заводе 112 кранов. И я не ошибусь, если скажу, что на них работают только женщины. «Я сильная», — тихо, но уверенно ответила на мой вопрос Ольга Петровна.
Осенью у нее два юбилея. Тридцать лет трудового стажа машиниста крана. И …(из женской солидарности умолчу о втором). Мне было трудно в это поверить, видя, с каким проворством она взбирается по шести лестничным пролетам вверх. Да и сама Ольга Корнюхина не ощущает груза прожитых под облаками лет. Хотя вспомнить есть что.
Вниз мы скатились быстро. Целые дни она проводит не на земле. Может, потому, что любовь у Ольги Корнюхиной к своей профессии неземная?