Н.ТЕРЕЩЕНКО, победитель городского конкурса «Учитель года-2002», заместитель директора по научно-методической работе школы-лицея N 8, учитель химии:

— «Авлита» — крупное предприятие Севастополя — вполне соответствует статусу порта и надеется получить его в ближайшем будущем. В 2002 году наш коллектив перешагнул свой очередной рубеж в перевалке грузов, который составил около 1 миллиона 200 тысяч тонн. С введением в строй зернового терминала, строительство которого идет быстрыми темпами, реконструкцией железнодорожной станции Мекензиевы Горы, инженерным развитием внутренних путей мы реально можем выйти на перевалку 4 миллионов тонн грузов.

В будущем Севастополю вполне под силу стать крупнейшим морским портом Украины. Для этого у нас есть заложенный природой потенциал — это севастопольские бухты, которые приспособлены для развития портовой деятельности. Считаю, что следует более интенсивно использовать возможности портовых предприятий Камышовой бухты, тех, кто занимается перевалкой нефтепродуктов, потенциал нашей стивидорной компании «Авлита», а в последующем — расширять возможности и Севастопольского морского торгового порта.

Ведь развитие портового направления — это не только перевалка генеральных грузов, это развитие всего экономического потенциала севастопольского региона. Во-первых, это новые рабочие места, стабильная и достойная зарплата наших сограждан, возможность использования квалифицированного кадрового потенциала города, развитие торговых отношений со всем миром, расширение сферы малого и среднего бизнеса, туризма.

Во-вторых, если Севастополь станет на рельсы стабильного развития, будет востребована строительная индустрия в нашем уникальном регионе. Эти взаимодополняющие направления экономического развития уже в ближайшие годы способны изменить жизнь севастопольцев к лучшему.

— Севастополь — город Большой науки. Известные всему мировому океанографическому сообществу институты Морской гидрофизический и Институт биологии южных морей НАН Украины, другие исследовательские и научно-производственные коллективы, объединившиеся в рамках Океанологического центра, являются своеобразным морским фасадом Национальной академии наук Украины, ее главной мореведческой базой.

Морские исследования севастопольских ученых имеют давнюю, почти 150-летнюю историю. Имена флотоводца и океанографа адмирала С.О.Макарова, биологов Н.Н.Миклухо-Маклая, А.О.Ковалевского, С.А.Зернова, В.А.Водяницкого, гидрофизиков В.В.Шулейкина, А.Г.Колесникова, Б.А.Нелепо, В.И. Беляева, гидрохимика Б.А.Скопинцева и многих других составляют славу и гордость мировой и отечественной науки о морях и океанах.

Современные перспективы и конкретные научные планы МГИ и ИнБЮМ в первую очередь связаны с исследованием Черного и Азовского морей, Восточного Средиземноморья и Антарктического сектора Атлантики — районов, представляющих стратегический интерес для Украины и ее региональных партнеров. В условиях дефицитного бюджетного финансирования нами выбран, по-видимому, единственно правильный в этой ситуации стратегический курс на развитие международных связей, международную кооперацию и интеграцию в мировое океанографическое сообщество. Эта позиция встречает понимание в Национальной академии наук и правительстве Украины. Думаю, мы на верном пути. Ведь известно, что «для того, кто никуда не плывет, не бывает попутного ветра».

— Как профессиональный моряк, как специалист, занимающийся морским бизнесом, как депутат, я связываю будущее Севастополя с развитием морского флота и морских перевозок. Это не только потенциально возможно, но и необходимо по всем параметрам — географическим, геополитическим, социальным. Я верю, что изменится отношение к грузовому, торговому, пассажирскому, научно-экспедиционному флоту как в Украине, так и в Севастополе. Наш город самой историей призван стать крупнейшим портом на юге страны. Есть и другая сторона этого вопроса. Когда начнет возpождаться отечественный флот, когда госудаpство оценит политику пpотекционизма судостpоительной отpасли, морского транспорта и судоходства, тогда возрастет необходимость в морских специалистах. Не секрет, что многие из них ныне вынуждены работать на иностранных судах. Для подготовки профессиональных моряков в Севастополе есть хорошая база. Это значит, что у молодежи появится pеальная возможность приобрести престижную специальность и выpваться из нищеты, а в результате плодотворно работать на нашу экономику.

Я связываю будущее Севастополя с широким развитием экскурсионного и туристическо-рекреационного направления, поскольку во всем мире велик интерес к истории нашего города. Должен сказать, что по пpивлечению гостей в Севастополь мы находимся на одном из ключевых мест, поскольку одним из наших предприятий является музей-акваpиум, реконструкции котоpого придаем очень большое значение. Мы входим в Ассоциацию междунаpодных акваpиумов, знаем, как pазвиваются в мире моpские аквариумные технологии, как создаются и пополняются искусственные ландшафты. Безусловно, и в будущем новые залы аквариума будут привлекать в Севастополь большее число туpистов, а значит, пpиносить деньги в гоpодскую казну.

— Я считаю, что будущее в системе образования — за школами нового типа. Это гимназии, лицеи, специализированные школы. Потому что они имеют возможность реализовать схему непрерывного образования: детский сад — школа — вуз. Именно такая схема помогает ребенку не только адаптироваться к школе, но и благополучно миновать период послешкольной адаптации. Идея непрерывности обучения воплощается в жизнь нашей школой-лицеем, что позволяет нашим выпускникам продолжить учебу в престижных вузах Украины: Севастопольском НТУ, Киевском НПУ им.Драгоманова, Севастопольском НИЯЭиП и других, с которыми у нас заключены договоры. Следующий момент: во всем мире существуют системы отказа от создания специализированных учебных заведений для одаренных детей, а предпочтение отдается специализированным профильным классам. Это — будущее системы образования, так как именно такие классы обеспечивают реальную индивидуализацию, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка без изоляции от социальной среды. И, конечно, будущее системы образования зависит от поддержки учителей. В городе много делается по этому вопросу. Например, конкурс «Учитель года» — не только поддержка учительского труда, но и стимулятор творчества педагогов, так как воспитать и развить творческую личность может только творческий учитель.

Другие статьи этого номера