В Украине о социальной политике государства говорить так же модно, как покупать в кредит, иметь пекинеса или бороться с целлюлитом. Достаточно вспомнить, сколько копий было сломано вокруг недавнего повышения минимальных зарплат. Украина неоднократно провозглашала свое стремление стать полноправным членом Европейского сообщества. Тем не менее в отличие от стран ЕС в Украине, как и в большинстве стран с переходной экономикой, социальная политика государства до сих пор остается проблемой номер один. Начиная с 1991 года, Украина неуклонно катилась к социально-экономической катастрофе. Главным показателем этого стало сокращение за 8 лет независимости внутреннего валового продукта на 60%. Правительства Павла Лазаренко, Валерия Пустовойтенко последовательно наращивали миллиардные задолженности по зарплатам и социальным выплатам. Ситуацию не спасла даже мобилизация финансовых ресурсов на ликвидацию задолженности перед президентскими выборами 1999 года. Лучшим подтверждением этого факта стал выход во второй тур президентского марафона лидера коммунистов Петра Симоненко, строившего свою избирательную кампанию на критике власти и использовании настроений протестного электората.
Экономический кризис в 1998 году не оказал серьезного влияния на Украину благодаря взвешенной политике Национального банка, но рост курса доллара США обесценил не только личные сбережения граждан, но и государственные финансы. Украина стояла на грани дефолта. Ситуация требовала решительных действий, ответственность и воплощение в жизнь которых легла на плечи сформированного в конце 1999 года правительства Виктора Ющенко. Не прячась за вывесками коалиционности, Кабинет министров принялся разгребать доставшиеся от предшественников завалы задолженностей по социальным выплатам и зарплатам.
Правительство пошло на непопулярные меры. Буквально за месяц был полностью переверстан бюджет на 2000 год, более половины расходов которого пошло на социальные выплаты. Была наполнена реальными деньгами система взаимных платежей, ликвидирована угрожающая национальной безопасности страны бартеризация экономики. На стабилизацию положения повлияла и замена денежными компенсациями разнообразных льгот, которыми пользовались государственные служащие и работники силовых структур. Это позволило заполнить прорехи в пенсионном обеспечении на сумму 1 миллиард 300 миллионов гривен и погасить задолженность по зарплате перед бюджетниками. Одновременно реальная заработная плата выросла на 6,1%, а средний размер пенсий только за четыре месяца 2000 года — на 42%. Значительно улучшилась макроэкономическая ситуация в стране: впервые за годы независимости ВВП Украины вырос на 6%.
Улучшение социально-экономической ситуации в стране оказалось явно не на руку некоторым политическим силам. Хотя весной 2000 года парламент впервые в истории независимой Украины принял представленную правительством Программу действий «Реформы ради благосостояния», а Кабинет министров утвердил Меморандум социально-экономической политики на 2001 год, оппоненты Ющенко начали готовиться к осуществлению его отставки. Усилиями центристских фракций, еще недавно безоговорочно доверявших правительству, и фракции КПУ Кабинет министров Виктора Ющенко 26 апреля 2001 года был отправлен в отставку.
Кабинет министров возглавил Анатолий Кинах. Президент высказал пожелание, чтобы новый премьер стал «рабочей лошадкой» для украинской экономики. Новому составу исполнительной власти удалось максимально использовать инерцию развития, импульс которому был дан предыдущим правительством. Впрочем, в отличие от своего предшественника Кинах на посту премьера так и не смог остаться в стороне от политической борьбы, став номером 2 в списке избирательного блока «За ЕДУ».
В результате бюджет 2001 г. оказался не выполнен, а принципы формирования бюджета 2002 г. больше отвечали интересам партии власти, чем потребностям государства. В очередной раз этот нездоровый подход напомнил о себе во время рассмотрения изменений в бюджет-2003, когда даже вице-премьер и министр финансов Николай Азаров подверг резкой критике своих предшественников. Итогом работы Анатолия Кинаха на посту премьер-министра стали секвестр бюджета 2001 года в сфере социальных выплат на 3 миллиарда гривен и увеличение бюджетного дефицита в 2002 году на такую же сумму.
Сегодня из государственного бюджета практически не финансируются многие социальные программы. Имеют место задолженности по заработной плате. Нынешнее правительство совсем недавно предложило на утверждение парламента Программу своих действий. Чем обернется ее триумфальное прохождение через сессионный зал Верховной Рады: данью политической традиции, заложенной командой Ющенко, или признанием реалистичности амбициозных планов Виктора Януковича?