Каким был минувший учебный год?

Завеpшился 2002 — 2003 учебный год. В городе прошел традиционный бал медалистов. Это был втоpой год pаботы в условиях pеализации стpатегии обновления содеpжания обpазования, пеpехода на новую стpуктуpу и 12-летний сpок обучения. Свыше 44 тысяч учащихся школ гоpода успешно освоили учебные пpогpаммы по базовым дисциплинам учебного плана и пеpешли в следующий класс. Для выпускников этот учебный год стал последним в системе общего сpеднего обpазования.- В этом учебном году, — сказал нашему корреспонденту начальник городского управления образования Николай Чербаджи, — базовую среднюю школу окончили 5432 выпускника 9-х классов. Абсолютно все они продолжают обучение для получения полного общего среднего образования. Примерно 80% из них останутся учиться в своих школах, остальные — в системе ПТО, вузах I-II уровня аккредитации. Независимо от успехов в обучении каждый ученик может продолжить учебу в десятом классе своей школы. И только в специализированных школах, гимназиях и лицеях ученики с низкой успеваемостью в обучении могут быть переведены в общеобразовательные школы по месту жительства. Выпускников 11-х классов у нас в этом году 4680. Из них 291 человек получил аттестат особого образца, т.е. окончил школу с отличными оценками. По результатам обучения 195 выпускников награждены золотой медалью «За высокие достижения в обучении», 96 — серебряной медалью «За достижения в обучении». Количество медалистов растет ежегодно. Основная часть выпускников 11-х классов стремится получить высшее образование, что вполне достижимо сейчас для многих. В городе работает более 30 высших учебных заведений, в том числе 26 структурных подразделений вузов Украины и России. К сожалению, не все они обеспечивают получение полноценного высшего образования. Поэтому хочу посоветовать родителям быть очень внимательными при выборе вуза, если есть сомнения — полезно проконсультироваться со специалистами управления образования и науки и обязательно удостовериться в наличии лицензии, если речь идет о коммерческом вузе.

— Объективные данные — регулярные победы на всеукраинских олимпиадах — говорят о высоком уровне преподавательской работы. Каков ее конечный результат после выпуска и насколько наши выпускники конкурентоспособны при поступлении в вузы?

— Действительно, сегодня мы можем говорить о том, что уровень общего среднего образования выпускников севастопольских школ достаточно высок, что позволяет им выдерживать конкурс в самые престижные вузы Украины и России. Ежегодно увеличивается число выпускников, которые поступают в учебные заведения дальнего зарубежья. Особенно высок рейтинг у победителей и призеров всеукраинского этапа олимпиад по базовым дисциплинам.

Кстати, в этом году наши «олимпийцы» выступили на всеукраинских олимпиадах очень успешно, особенно команды по иностранным языкам, физике, математике, истории, трудовому обучению. Рева Антон из школы-гимназии 1 и Кацев Максим — школа-гимназия 7 — вошли в состав сборной Украины по физике и математике для участия в международных олимпиадах.

— Кто готовил этих ребят к олимпиадам?

— В сборной по физике, и с Антоном в частности, уже много лет работает заслуженный учитель Украины И.Козачек. Базовую подготовку обеспечил учитель школы-гимназии 1 П.Валентюк. Талантливых математиков готовит кандидат физико-математических наук В.Санников в содружестве с математиком школы 7 Т.Хорошиловой. По сути, эти талантливые педагоги создали свои авторские методики преподавания, которые позволяют их ученикам добиваться очень высоких результатов на всеукраинском уровне по физике и математике.

— Все это просто замечательно, однако ни для кого не секрет, что наряду с победами, педагогический труд может завершиться и поражением. Есть ли у нас сейчас второгодники?

— Одна из важнейших задач реформирования школы — это гуманизация образования, или, как говорят специалисты, личностно-ориентированный подход к обучению ребенка. Поэтому институт второгодничества практически прекратил свое существование. Ученик может быть оставлен на повторный курс обучения только по желанию родителей. Решение о переводе в следующий класс принимается по всем учащимся, в том числе и тем, которые имеют оценки низкого уровня (1, 2, 3). Такие же баллы могут вноситься и в аттестат о среднем образовании.

— Каковы были основные проблемы 2002 — 2003 учебного года и какими были пути их разрешения?

— Их, к сожалению, еще немало. Одной из серьезнейших проблем этого учебного года стала проблема нарастающего дефицита учителей. В течение учебного года в школах города было около 300 вакансий учителей физики, иностранного языка, биологии, украинского языка, физкультуры, трудового обучения. Основная часть вакансий закрывалась за счет перегрузки работающих учителей. К этому надо добавить, что в наших школах работает 20% учителей пенсионного возраста. Мы благодарны всем учителям-пенсионерам, которые продолжают работать. Если бы не их помощь, кадровые проблемы в городе были бы еще острее.

— В чем причина тотальной нехватки учителей?

— Во-первых, в падении престижа профессии учителя: происходит разрыв между социальной ролью и социальным статусом педагога в обществе. Низкая заработная плата, недостаточная социальная защита учителей приводят к тому, что отток высококвалифицированных педагогических работников в другие сферы экономики города становится все более заметным. Сказывается и уменьшение притока молодых специалистов: еще в недалеком прошлом в город ежегодно прибывало около 150 молодых специалистов, окончивших педагогические вузы Украины. Сейчас их в пять раз меньше.

— Какой же выход из сложившейся ситуации?

— Готовить педагогические кадры непосредственно у себя в городе, не надеясь на иногородних молодых специалистов. Первые шаги в этом направлении мы уже сделали. На июльскую сессию городского совета управления образования и науки внесен проект решения о преобразовании института последипломного образования в полноценный педагогический вуз. Надеемся, что удастся получить государственный заказ на подготовку остродефицитных специалистов, то есть учителей, на бюджетной основе.

Среди важнейших проблем в образовании стоит назвать неполный охват обучением детей и подростков школьного возраста. К сожалению, мы все еще имеем случаи, когда дети из неблагополучных семей прерывают связи со школой и, несмотря на усилия педагогов, уходят на улицу. Проблема это социальная, и справиться с ней только усилиями педагогов не удается.

— Все ли первоклассники начинают обучение с шести лет?

— Наши «первопроходцы», то есть дети, которые два года назад начали обучение с шести лет по 12-летней программе, уже перешли в третий класс. Как показывает анализ, младшие школьники вполне успешно справляются с обучением по новым программам и учебникам, в этом учебном году они впервые во втором классе стали изучать иностранный язык.

В основном дети, которые воспитываются в дошкольных учреждениях, идут в школу в шесть лет. В то же время примерно 30% первоклассников — это дети 7-летнего возраста, в основном это малыши, которые имеют ослабленное здоровье или по какой-либо причине не посещали дошкольное учреждение, а значит, функционально не полностью готовы для обучения в школе. При этом хочу заметить, что родители будущих первоклассников, принимая решение о том, когда отдать ребенка в школу, должны осознавать, что их ребенок будет обучаться 12 лет, а значит, окончит школу в 19 лет.

Очень многие родители обращаются в управление образования с вопросом: в какую школу отдать ребенка? Каждый случай сугубо индивидуален, но в качестве универсальной рекомендации могу посоветовать только одно: при выборе школы в первую очередь учитывайте мнение специалистов. Помимо наших сотрудников, квалифицированную рекомендацию с учетом особенностей ребенка могут дать в медико-психологической консультации. Общая проблема заключается в том, что при разветвленной и мощной сети специализированных детских садов, какой нет нигде в Украине, родителям крайне трудно выбрать подходящую школу. Зачастую взрослые не задаются вопросом, по силам ли их ребенку ездить в ту или иную пусть даже очень хорошую школу, сможет ли он освоить программу наравне с другими детьми. Этот вопрос особенно актуален в том случае, если сын или дочь страдают хроническими заболеваниями — порой из-за слабого здоровья охватить весь объем знаний гимназии или школы с языковым уклоном ребенок не в состоянии. Именно поэтому дать эффективный совет может только специалист, который будет иметь о ребенке всю необходимую информацию.

С момента начала школьной реформы мы столкнулись с еще одной проблемой: родители не приводят шестилеток в школу, полагая, что ребенок еще маленький. А когда в семь лет он становится первоклассником, выясняется, что его багаж знаний превышает программу, и просят перевести ребенка во второй класс. Но там совершенно другая нагрузка, шире перечень изучаемых предметов, не говоря уже о том, что психологически очень сложно прийти из дома сразу во второй класс. Вот и получается, что ребенок находится в подвешенном состоянии — этого бы не произошло, если бы родители вовремя проконсультировались со специалистом, который адекватно оценивает уровень интеллектуальной и физической подготовки ребенка к школе.

— Проблема сбора средств не раз поднималась в нашей газете и до сих пор не утратила своей актуальности. Как, на ваш взгляд, складывается ситуация в настоящий момент?

— К сожалению, проблема действительно существует, и отмахнуться от этого мы не можем. Хотя есть положительные сдвиги, которые были получены благодаря программе социально-экономического развития города, которая позволила нам получать 3 — 4 миллиона гривен в год на развитие материальной базы учебных заведений. Практически во все школы закуплены компьютеры, по необходимости произведен ремонт кровель и отопительных систем. Денег стало больше, но их по-прежнему не хватает. Хотелось бы выразить благодарность родителям, которые понимают положение вещей и выходят из ситуации путем сбора денег через кассы родительских комитетов. Хочу подчеркнуть: существует приказ управления образования, согласно которому педагогическим работникам и директорам школ категорически запрещается производить сбор средств. Рука учителя не должна касаться денег, которые на добровольных началах сдают родители.

Завершился учебный год. Но настает не менее ответственная пора подготовки школ к новому учебному году. Вот уже третий год усилиями городской и районных государственных администраций направляются значительные средства на развитие учебно-материальной базы школ. За это время проведены выборочные капитальные ремонты всех школ города, значительно улучшилось оснащение компьютерной техникой. Однако по-прежнему учреждения образования не могут обойтись без родительского участия в подготовке классов и школ к новому учебному году, и нам хотелось бы от имени управления образования и науки поблагодарить родителей за их активную помощь школам города.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера