Вчера в Севастополе началось совещание-семинар руководителей областных советов во главе с Председателем Верховной Рады Украины Владимиром Литвином.Несмотря на заявления для прессы со стороны местной власти о том, что цель совещания — использование украинскими коллегами севастопольского опыта «программного» развития региона, Владимир Литвин начал совещание с итогов работы третьей сессии парламента четвертого созыва. По количеству принятых решений он назвал ее «знаковой». Особо подчеркнул работу над налоговым законодательством, хотя и обмолвился, что налоговое давление на население страны снижено, но не обозначены источники компенсации государственных потерь. Он призвал глав представительных органов власти областного уровня к совместной работе над основой консолидации украинского общества. По мнению В.Литвина, это может быть долгосрочная программа развития Украины.
Пока, заявил глава ВРУ, в стране наблюдается парадокс: «держава будує державу». Было сделано заявление и о положительных тенденциях развития страны. «Нам удалось предупредить социальный кризис, чтобы он не перерос в политический», — сказал Литвин и тут же перешел к обсуждению кризиса ценового. «Они говорят, что знают, кто это сделал. Так если знают — нужно назвать. А если не знают, так и нечего говорить», — прокомментировал он выступления некоторых членов правительства. И уже пообещал, что в начале четвертой сессии будет принят новый Закон о Бюджетном кодексе — старый не отвечает реалиям. Он, по словам Литвина, не должен быть инструментом «перетягивания каната между парламентом и Кабинетом министров».
Бюджетную тему продолжил прибывший на семинар глава бюджетного комитета ВРУ Петр Порошенко. Он порадовал глав областных советов тем, что в 2004 году будет повышена мотивация сборов налогов ГНА именно в местные, а не в государственный бюджеты. По его словам, ранее она была слабой. П.Порошенко также заверил депутатов, что государственные трансферты в местные бюджеты будут не меньше размера 2003 года. (Судя по опыту работы севастопольской власти, эти суммы достаются регионам с большим трудом. Каждый раз перед принятием нового бюджета государства городские чиновники длительно путешествуют по кабинетам КМУ и ВРУ доказывая, «что нам надо больше, чем здесь записано»).
Заместитель председателя комитета ВРУ по государственному строительству Борис Беспалый сообщил приятную новость отдельно севастопольцам: на следующей сессии парламента будет рассматриваться законопроект о Севастополе (пока, сказал он, у нас перед севастопольцами есть «невеликий борг»). Обращаясь ко всем представителям регионов, Б.Беспалый призвал их подключаться к работе над Законом о развитии регионов. (Кстати, Петр Порошенко тоже призывал органы местного самоуправления к совместной работе без ожидания почтовых рассылок законов и законопроектов. «У нас все есть на сайте Верховной Рады», — сказал он.)
Внимательно выслушав высоких киевских гостей, деятели регионального уровня приступили к критике вышестоящих коллег. Цитаты: «Местные власти, как советы, так и администрации, — бесправны», «Мы разрабатываем программы, а кому они в государстве нужны, кроме нас?», «Бюджетный кодекс 2003 года, поданный как наиболее демократичный, носит реакционный характер: он отсекает рады всех уровней от решения местных проблем», «Наименьшую проблему села нужно решать в Киеве, скоро ВРУ будет говорить, что делать и на хуторе», «Нет формулы распределения средств на местах». В общем, регионы жаловались на излишнюю централизацию власти, а также на установление со стороны ВРУ «нереальной» доходной части бюджетов регионов.
На мини-пресс-конференции Владимир Литвин назвал дискуссию «в высшей мере позитивной». А что до программ, то, рассказав журналистам анекдот о советских моряках, которые совещались, почему не ловится рыба, а японские моряки в это время ее ловили, глава парламента подытожил: «Мы пишем программы на каждую проблему. Рапортовать нужно не программами, а результатами их работы. В Севастополе этого удается достигнуть».
Так что выходит зря севастопольские СМИ скрыто иронизировали по поводу принятия сессиями горсовета все новых и новых программ. Нужны, как выяснилось. Только за последнее время их было принято 36, рассказал на семинаре председатель Севастопольского городского совета Валентин Борисов (всего программ в городе 85). И сделано это вот почему. До середины 90-х годов прошлого века Севастополь находился в глубочайшем кризисе. С 1997 года, чтобы вывести экономику города на качественно новый уровень (забыть о военно-промышленном комплексе), на государственном уровне был принят пакет документов, на котором и стал строить город свои программы. Основным экономическим законом Севастополя стала Программа социально-экономического развития региона на 2001 — 2005 гг. общей стоимостью один миллиард 165 миллионов гривен. Из этой суммы 162 миллиона обязалось выделить государство. Остальные деньги должен «достать» город, в том числе и за счет инвестиционных проектов. Поэтому и начали писать программы. Как пример, «актуальный для всех», Борисов назвал городскую программу энергосбережения. После установки приборов учета тепла на бюджетные учреждения (согласно программе) экономия бюджетных средств составила 30 процентов. «Только по медицинским учреждениям экономится полтора миллиона гривен в год. Эти средства мы имеем возможность перенаправить на другие нужды здравоохранения», — сообщил Валентин Борисов и добавил, что решением горсовета в травмпунктах города оказывается бесплатная медицинская помощь. Кроме того, благодаря совместной работе городской госадминистрации и горсовета, тоже, кстати, по программам, с 1998 года бюджет города удалось увеличить почти в три раза.
«Самый большой компромисс» в работе СГГА и горсовета объявил на семинаре глава исполнительной власти Севастополя Леонид Жунько. «Малой конституцией» города он назвал свод нормативных документов местного значения, принятый в условиях отсутствия закона о Севастополе. «Мы предложили поделиться властью, и теперь никому непозволительно принимать самоличные решения, — сказал Л.Жунько. — И это залог нашего успеха».
Для того чтобы убедиться лично в правоте представителей двух ветвей власти Севастополя, члены высокой делегации вторую половину вторника и всю среду намерены работать «на колесах». В планах посещения: детский реабилитационный центр и гериатрический дом-интернат (программа «Содействие-2003»), Театр танца (программа развития культуры на 2003 — 2004 гг.), Национальный заповедник «Херсонес Таврический» (программа развития музейного дела до 2005 г.), Балаклава и Инкерман.