Научно-правовые аспекты развития аграрной реформы в Украине

Украинская земельная реформа — наимасштабнейшая за всю историю Европы: 10 миллионов гектаров плодородных украинских земель переходят в собственность селян. Земельная реформа — многофункциональный процесс и имеет много аспектов.Во-первых, это ее политическо-экономическое значение. Лишь заботливый хозяин рационально использует землю и бережет ее, чтобы передать своим наследникам, что отвечает жизненным интересам всего украинского народа.

Во-вторых, что не менее важно, земельная реформа — это большой акт социальной справедливости. Земля стала собственностью тех, кто на ней работает. И появление в Украине более чем 6 млн новых собственников земли — селян — это наиважнейшее достижение украинского государства на протяжении 12 лет его независимости. Это стало возможным, благодаря судьбоносным преобразованиям на селе, которые основываются на разработанных отечественными учеными теоретично-экономических работах и обобщении многолетнего зарубежного опыта по преимуществу развития сельскохозяйственного производства на частной собственности на землю, на использовании рыночных механизмов хозяйствования.

Значительный импульс в реформировании земельных отношений связан с Указами Президента Украины, принятыми в 1994 — 1995 гг. «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» и «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям». Эти указы обозначили направления реформирования земельных отношений в государстве. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами была проведена масштабная земельная реформа паевания земель, переданных в частную собственность предприятий, с выдачей гражданам сертификатов, которые удостоверяют их право на земельный пай.

Благодаря этим указам, право членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, кооперативов, акционерных обществ на земельную долю (пай), право свободного выхода из этих предприятий с выделением земельной доли (пая) в натуре (на местности) стало возможным.

В основу формирования аграрной политики в Украине и осуществление аграрной реформы положены теоретические и методологические основания коренной перестройки земельных отношений, создание новых организационно-правовых структур рыночного типа. Сущность реформирования земельных и имущественных отношений заключается в обеспечении приоритетного развития частной собственности на землю и имущество, разгосударствлении и приватизации земель и материально-ресурсных средств, в создании и развитии рынка земель.

Выдача государственных актов на право частной собственности на земельные участки — не только юридически правовой факт, который удостоверяет это право. Замена сертификатов на землю на государственные акты на право собственности на землю ускоряет включение земельных участков до цивилизованного экономического учета, становление земельного рынка, развитие ипотеки и т.п.

За период проведения земельной реформы на территории г. Севастополя выполнен значительный объем работ по реформированию земельных отношений, произошли принципиальные изменения в формах собственности на землю, существенно изменилась структура землепользования и землевладений в аграрной сфере. В целом завершена первичная приватизация сельскохозяйственных угодий.

Внедряется экономический механизм реализации государственной политики в сфере учета и использования земель. В Севастополе проведена и утверждена решением городского совета денежная оценка, разрабатывается механизм экспертной оценки земельных участков и недвижимого имущества.

В ходе земельной реформы на территории г. Севастополя реформировано 4 сельскохозяйственных предприятия. Имеют право на земельную долю (пай) 3223 человека, из них получили сертификаты на право на земельную долю (пай) 3207 человек. На базе негосударственных сельскохозяйственных предприятий создано более 15 крестьянских хозяйств и предприятий разных организационных форм. 717 человек обменяли свои сертификаты на право на земельную долю (пай) на государственные акты на право собственности на землю для сельскохозяйственного производства.

Зарегистрировано и выдано 24006 государственных актов на право частной собственности на землю гражданам для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек. Зарегистрировано и выдано 13 государственных актов на право постоянного пользования землей. Передано в аренду 203 земельных участка.

В разработке основ современной политики и осуществлении аграрной реформы видное место занимает создание нормативно-правовой базы развития земельных отношений, законодательного обеспечения использования земельных ресурсов в условиях рыночной экономики. Важной чертой в осуществлении и развитии реформы является разработка и одобрение Верховной Радой Украины в октябре 2001 года нового Земельного кодекса — основного законодательного акта. Им признано, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Государство гарантирует право собственности на землю.

В процессе осуществления всех положений Земельного кодекса значителен взнос научных коллективов экономистов в регулирование межотраслевых экономических отношений в стране, обоснование ценового обеспечения паритета развития отношений сельскохозяйственных формирований и промышленных предприятий.

В частности, с целью дальнейшего развития реформирования земельных отношений сотрудниками Института аграрной экономики Украинской академии аграрных наук была подготовлена научная работа «Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение земельных отношений и аграрного сектора Украины». Эта работа допущена Комитетом Государственных премий Украины в области науки и техники для участия в конкурсе на получение Государственной премии в области науки и техники в 2003 г.

Разработка и осуществление аграрной реформы в Украине основываются на глубокой теоретико-методологической основе, отработанной этим коллективом известных ученых экономистов-аграриев и реализованной на практике функционирования аграрного сектора экономики, является существенным вкладом в развитие современной аграрной экономической науки, имеет большое практическое значение для создания демократически независимого государства.

На основании вышеизложенного считаем, что выполненная научно-практическая работа под общим названием «Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение земельных отношений и аграрного сектора Украины» заслуживает присуждения Государственной премии Украины в области науки и техники 2003 года.

Другие статьи этого номера