Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 13o

В Художественном музее им. М.П. Крошицкого — 8583 произведения. Зрителям в постоянной экспозиции доступно 218.

ИЗ ЖИЗНИ. Когда Владимир Спиваков приезжал в наш город, он не преминул посетить Художественный музей. Там, в арке между двумя залами второго этажа, где экспонируются наиболее известные и ценные произведения севастопольской коллекции, стоит стеклянный...

ИЗ ЖИЗНИ. Когда Владимир Спиваков приезжал в наш город, он не преминул посетить Художественный музей. Там, в арке между двумя залами второго этажа, где экспонируются наиболее известные и ценные произведения севастопольской коллекции, стоит стеклянный ящик для пожертвований на искусство: кто сколько даст. Кучка бумажек мелкого достоинства еле-еле прикрывает дно. Всемирно известный музыкант остановился и опустил в щель 50 франков. Потом подумал и сказал: «Нет, на эти деньги даже приличной книги не купишь». И добавил еще одну банкноту того же достоинства. Это было, пожалуй, самое щедрое подаяние от частного лица в истории музея…Да, «хлебные» для искусства времена изобразительной и монументальной пропаганды канули в Лету. Но годы, когда людей интересовал исключительно хлеб насущный, постепенно сменяются порой возрождения желания прикоснуться к прекрасному: чтобы хоть душа немного отдохнула и воспряла. Что радует: интерес к музейным коллекциям, с неимоверными усилиями сохраненным в «смутное» постперестроечное время, растет и у молодежи.

И эту робкую пока тягу к вечным ценностям призван поддерживать и усиливать наш Художественный музей, давно ставший не просто одной из визитных карточек города или одним из символов его культурного наследия и потенциала, но и неотъемлемой частью его облика, его истории и его имиджа в мире. Можно сказать, что это — настоящий международный культурный центр, сокровищница интернационального искусства. «Наш музей призван воспитывать подрастающее поколение севастопольцев на уникальных образцах мировой живописи, графики, скульптуры, — говорит его директор Н.Бендюкова, — а также знакомить с чарующим крымским колоритом и самобытностью местных художников».

Расположенный в самом центре исторического кольца, на проспекте Нахимова, он поражает всех своей уникальной архитектурой и заставляет ахать: «Как удалось уберечь этот неповторимый стиль!» Здание — это единый комплекс из трех этажей (+ типа мансардный).

Но в этих-то этажах и кроется главная на сегодня его проблема: мраморные музейные пролеты заканчиваются на площадке второго этажа. Дальше проход замурован: на третьем этаже располагается другое учреждение — музыкальная школа, куда идет пристроенная снаружи лестница, похожая на шторм-трап. Школа, конечно, не менее важна для воспитания подрастающего поколения и приобщения людей к культуре. Но вопрос о расселении «коммунальных» жильцов был поставлен давно, еще в докапиталистическую эпоху. Уже тогда соседям было тесно. И были решения вопроса, и были конкретные предложения переселения школы, причем недалеко, в пределах того же центра — на пустыре ул. Одесской, например (этот вариант был предложен еше в конце 70-х, даже был проект и выполнен нулевой цикл). Сейчас там строится торговый комплекс. «Умерли» и другие проекты расселения.

Последний раз веское обещание разрубить, наконец, гордиев узел прозвучало из уст председателя горгосадминистрации Л.Жунько на 75-летии музея прямо в его залах. От горсовета его горячо поддержал В.Чекмезов… К сожалению, музею «по жизни» не везло с помещениями. Решение о его создании было принято в 1924 г., а в январе 1925-го из Москвы привезены первые 92 картины — по сей день краса и гордость раздела русского искусства. Но… их негде было экспонировать. И тогда же начался период странствий этих произведений по городу и Крыму. И только в 1927 году музею был выделен бывший кинотеатр «Лотос», стоявший рядом с нынешним зданием (на месте нынешнего стройуправления ЧФ РФ). Одновременно и непрерывно коллекция пополнялась за счет произведений Ялтинского Художественного музея и бывших частных собраний Голицыных и Барятинских, Ливадийского и других южнобережных дворцов и особняков. Уникальные, они концентрировались в Севастополе. К 1941 году здесь было собрано около 2500 экспонатов. В войну пропало очень многое: старинная мебель, утварь, бронза и т.п. Но большую часть главный хранитель музея Михаил Павлович Крошицкий спас и уже в 1945-м привез из Томска домой. Правда, дома не было. Пришлось остановиться в Симферопольском Художественном музее, чья коллекция погибла полностью. Остановка растянулась до… 1956 года. Поначалу вернувшаяся коллекция ютилась на первом этаже жилого дома на холме рядом с Владимирским собором. «Одиссея» завершилась весной 1958 г.: музей вселили в нынешнее здание. Вот с тех пор и идет разговор: «Как только, так сразу…» Кстати, подвалы принадлежали «Севастопольстрою» еще до середины 80-х, когда произошло последнее отселение. Из-за тесноты коллекция росла медленно и довоенного количества — 2500 экспонатов — собрание достигло лишь к середине 60-х.

Капремонты и частичные реконструкции музея были. Но это в 70 — 80-х годах, когда искусство было частью идеологии. И за порядком в этой части тоже следили. После распада Союза ремонт становился неизбежным только после ЧП, как в 1994-м, из-за жуткого потопа в музыкальной школе. Да еще после волевого решения председателя СГГА Б.Кучера, заметившего во время очередного объезда города осыпающиеся балконы и оспины на стенках, начали делать фасад в 1999-м. Сделали треть — деньги кончились. Леса стояли, пока не ограбили музыкальную школу. Тогда их разобрали. Заканчивали косметику «лица» первого этажа здания, что называется, «на свои кровные» сами музейные работники.

Сейчас в залах и хранилищах музея — свыше 8500 экспонатов. В постоянной экспозиции посетителям доступно чуть более 200. Но благодаря постоянным ротациям, в основном в двух нижних залах, работникам музея удается показать любителям прекрасного до 1000 своих сокровищ в год на выставках. То есть шанс у каждого из значительных произведений появиться на свет божий из темноты запасников — раз в семь лет! А прекрасная коллекция советского искусства (оно было! — все республики представлены) не радовала ничей глаз уже более десятилетия. Есть чудесное декоративно-прикладное искусство, довоенное и постоянно пополняемое собрание графики (рукотворная русская и западная, прекрасные офорты и многое другое, вплоть до альбома XVII века с вещами Рафаэля). А для собрания скульптуры «наверху» — на действующих двух этажах — пока нет места, все изваяния стоят в подвалах. Вот для каких уникальных экспозиций особенно нужны залы верхних этажей! Нужны и нормальные условия для работы реставраторов, не говоря уже о техническом их оснащении — ведь многие произведения приходят в музей отнюдь не в «смотрибельном» виде. Каждый год музейные работники перечисляют свои неотложные нужды, записывают их в план расходов, но…слава Богу!, трубы поменяли и окна новые поставили.

А как хотелось бы организовывать регулярные выставки местных мастеров кисти и резца и чаще, и дольше. Есть еще привозные выставки. Ведь ни один выставочный зал в городе не дает гарантии сохранности экспонируемых произведений от имени государства. Нужны и коммерческие выставки, чтобы была на спецсчете какая-то копейка — на текущие нужды. Бюджет пока может лишь поддерживать жизнь в музее, как больным в реанимационной палате. Денег из бюджета хватает лишь на охрану, коммунальные платежи и нищенскую зарплату. Правда, с июля государство добавило хранителям прекрасного от 20 до 50 грн — теперь «потолок» достигает 250.

Как воздух, нужен лекционный зал: музей не может быть без массовой просветительной работы. Без аппаратуры уходят в историю и музыкально-поэтические вечера. А сколько людей хотели бы услышать рифму и мелодию в атмосфере обитания многих муз.

Но пока для этого нет даже элементарных условий: на все залы — два простых кондиционера. Хотя современный музей не- мыслим без установки единого климат-контроля — здесь же хранятся государственные ценности, требующие постоянной температуры и влажности. Ныне их колебания просто отражаются в музейной документации. А в подвальных хранилищах — постоянная сырость. В одном месте подсушат, в другом температура «пляшет». И все это отражается на бесценных экспонатах, сокращает век, когда ими можно любоваться. Так потомки могут их и вовсе не увидеть! Но о едином контроле климата внутри помещений приходится только мечтать: на это нужны многие тысячи у.е. Но не зря говорят, что скупой за все платит дважды…

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ