Виртуальные ограниченияматериализуются в реальности

Для многих виртуальный мир — это и есть реальность, параллельное измерение свободы, но что, если оно исчезнет в 10 часов вечера?!В Севастополе, как и во всей Украине, очень актуальна проблема безнадзорности. Дети, которые предоставлены самим себе, просиживающие все свое время и деньги в залах компьютерных игр, потому что родители не уделяют им достаточно внимания, — это и есть безнадзорные. В марте этого года был издан президентский указ «О государственной программе предупреждения детской безнадзорности на 2003 — 2005 гг.», которым регламентируется порядок посещения несовершеннолетними игровых залов, компьютерных клубов, видиотек, дискотек в вечерний час. То есть зимой эти места досуга будут открыты для тинейджеров до 21 часа, летом — до 22 ч. Во Львове милиция уже следит за тем, чтобы после 22.00 несовершеннолетних не было на дискотеках и в компьютерных клубах. В столице подросткам «повезло» еще больше: там компьютерные клубы для лиц, не достигших 18 лет, с 1 сентября стали недоступны после 21.00 и во время проведения учебных занятий. Подобная участь не минует и Севастополь.

По словам начальника службы по делам несовершеннолетних СГГА Людмилы Грицко «введение ограничений связано с несоблюдением владельцами компьютерных клубов и залов игровых автоматов элементарных санитарных норм и техники безопасности. В любое время суток там находится много детей, которые зачастую пропускают занятия в школах, бродяжничают». При проведении одного из утренних рейдов в Ленинском районе службой по делам несовершеннолетних были обнаружены подростки, игравшие в компьютерном клубе целую ночь. Оператор ушел, закрыв металлическую дверь снаружи, и, случись пожар, игрокам вряд ли бы удалось спастись — на окнах были решетки.

«Мы не против того, чтобы дети играли в залах, — продолжает Людмила Александровна, — им нужно уметь обращаться с компьютером и знать популярные игры. Но ограничения обязательно должны быть и четко соблюдаться хотя бы элементарные правила. Психологи говорят, что 20 минут, проведенные за компьютером, уже влияют на психическое состояние. А если подросток там находится по 2, 3, 4 часа?! Тем более что игры, в которые в основном играют, развивают жестокость и пропагандируют насилие». Психолог центра по делам семьи и молодежи Мария Ничик говорит, что «компьютерные игры должны быть не только дозированы, но и разнообразны по своим видам. Если это игры, то развивающие. Обычные, как выражается молодежь, стрелялки — это замечательно, но только в очень ограниченных количествах».

Есть такие компьютерные залы, которые предоставляют детям игры развивающего плана. Владельцы следят за санитарным состоянием, проветривают помещение, и все там в порядке. Но это скорее редкослучающиеся исключения из несуществующих правил. В ближайшем будущем ситуация изменится: СЭС уже ознакомила всех хозяев подобных клубов с санитарными правилами, невыполнение которых влечет за собой большие штрафы порядка 700 гривен за отдельные из нарушений. Это, как минимум, должно дисциплинировать предпринимателей. Что касается родителей, возможно, штрафы коснутся и их кошельков.

Мы попытались разобраться, есть ли зависимость между детской преступностью и компьютерными играми.

«Нельзя сказать, что компьютерные игры являются причиной совершения преступлений. А косвенная зависимость есть определенно, — говорит Виктор Шестаков, старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела криминальной милиции по делам несовершеннолетних УМВД Украины в городе Севастополе. — В залах компьютерных игр иногда собирается молодежь пограничного возраста: 16 — 17 лет и совершеннолетние до 23 — 24 лет. Не всегда они трезвые, не всегда ведут себя пристойно, даже были сведения о том, что здесь употреблялись наркотики. Несовершеннолетние, находясь рядом, попадают под пагубное влияние. У нас были случаи, когда дети совершали кражи домашних вещей, грабили соседей для того, чтобы пойти в зал компьютерных игр».

Старший оперуполномоченный не исключил возможность проведения ночных рейдов совместно с работниками прокуратуры, службы по делам несовершеннолетних и налоговой администрации. При обнаружении нарушений клубы будут закрывать.

Сколько бы ни говорили, что излишнее увлечение компьютерными играми только вредит, есть одно большое НО: по этому новому виду спорта ежегодно в Корее проводятся международные соревнования World Cyber Games. Здесь другое отношение к компьютерщикам. Их уже не воспринимают как голодных очкастых безумцев, сутки напролет сидящих за компьютером, а видят прежде всего спортсменов, покоривших вершины виртуального мира. Мы же не удивляемся, зная, как беспощадно тренируются олимпийские чемпионы, потому что все прекрасно понимают, что спорт — это их жизнь. В прошлом 2002 году первенства проходили по 3 видам игр: Quake 3 Arena, Star-Craft, Counter -Strike. В отборочных играх участвовало 1,5 млн геймеров, а на самом чемпионате соперничали 45 стран. Лучший результат украинской сборной — 3-е место в игре Quake 3 Arena в соревновании «Нация против нации». По количеству медалей Украина оказалась на одном уровне с США! Неплохой результат. А 17-летний (прошу обратить внимание на возраст) Алексей Смаев из Москвы стал чемпионом по Quake 3 Arena и был награжден 20 тыс. у.е.

Полноценно подготовиться к этим соревнованиям можно, только играя в сети. Дома приобретаются лишь навыки, а отточить мастерство для игр такого уровня можно только в компьютерных клубах, посещая их регулярно. Игра на домашнем ПК и в компьютерном зале — небо и земля, особенно это касается сети, которая является своеобразным способом общения. Именно соперничество не с компьютером, а с реально мыслящим соперником приводит «жаждущих пообщаться» подростков в компьютерные клубы. Возникает вопрос: не получится ли, что сборная Украины не сможет показать хороший результат на WCG всего лишь из-за того, что им не разрешили тренироваться?! Что ж, остается верить, что все меры и ограничения, введенные в ближайшем будущем, учтут эти и другие тонкости. А еще один, пожалуй, лучший вариант — посмотреть, как в других странах решалась и решается эта проблема, ведь гораздо разумней учиться не на своих, а на чужих ошибках.

Другие статьи этого номера