На семинаре, прошедшем недавно в Севастополе, ведущие специалисты компьютеризации налоговой службы из всех областей Украины не только учились, но и искали в ходе бурной полемики, куда потечет процесс автоматизации налогообложения. Вернее, ориентир известен: необходимо создать интегрированный банк данных о налогоплательщиках. Что же мешает приблизиться к нему, что даст новая технология гражданам и самим налоговикам? На эту тему состоялся разговор с начальником управления информатизации и учета автоматизированного администрирования налогов и ведения государственной налоговой администрации в г. Севастополе С.И.КОСМАЧЕВОЙ.- Светлана Ильинична, известно, что за семь лет реформирования налоговой системе удалось основательно вооружиться компьютерной техникой и программными продуктами. Что же сегодня происходит в ваших информационных технологиях?
— Налогового инспектора без компьютера можно уподобить земледельцу без трактора, однако компьютерный парк машин, особенно в районных инспекциях, недостаточен. Еще хуже обстоят дела с заменой техники. Растущие объемы информации требуют внедрения машин новейших модификаций. К сожалению, проблемы такого рода весь последний год в каждой области решались почти самостоятельно в связи с созданием централизованного сервисного центра с филиалами во всех регионах. Его специалистам поручено заниматься не только техническим обслуживанием, но и развитием коммуникаций, локальных и корпоративных сетей. Однако все пока в стадии организационного периода, финансирование идет тяжело, поэтому на год все области выпали из технического обслуживания. Вторая по значимости проблема ложится на первую — это развитие программного обеспечения. Сегодня мы вводим принципиально новый программный продукт учета плательщиков. Это, в свою очередь, связано с переходом на систему «единого окна», удобную налогоплательщикам. А нам такое программное обеспечение позволяет «видеть» плательщика со всех сторон, начиная с момента регистрации. Пока система реестра плательщиков в стадии опытной эксплуатации, но мы подошли к массовому внедрению. Сбои происходят из-за законодательных изменений, на которые не удается быстро реагировать преобразованием программы.
— Понятно, что болеющий за дело специалист прежде всего говорит о проблемах, а не об успехах. И все же, как вы оцениваете приближение к интегрированному банку данных, устранит ли он, например, очереди при сдаче отчетности?
— Проблема в том, что аккумуляция информации о плательщике, в принципе, существует, но пока она разрознена и разбросана по разным программным продуктам, что неудобно нам и плательщикам. Чтобы выйти на нужный пласт сведений о предприятии, инспектор идет, например, в соответствующий отраслевой отдел. Теряет время и бухгалтер, сдавая отчетность. Предстоит объединить два программных продукта, один из которых показывает плательщика с движением его налоговых перечислений, отчетностью, данными о проверках, а второй содержит регистрационную часть. Она тоже достаточно подробна и включает сведения о местонахождении, аренде земельных участков, учредителях, характеристику их легальности и так далее. Бесперебойное взаимодействие этих продуктов и даст нам столь желанный интегрированный банк данных. Система сегодня готова на 70 процентов. Это состояние, которое и должно отвечать опытной эксплуатации. Параллельно мы работаем над внедрением системы электронного документооборота, поскольку Закон об электронной подписи уже принят. Эта технология, когда в ближайшем будущем будет установлено оборудование для защиты информации от несанкционированного доступа и ее криптования, то есть шифровки, станет начальным этапом для передачи налоговой информации через каналы Интернета. Вот тогда руководители предприятий и бухгалтеры почувствуют настоящее облегчение, не вставая из-за офисного стола, будут отправлять отчеты и ожидать уведомления, что они приняты, если там нет ошибки.