В ИНТЕРНЕТЕ

Украинский остров Тузла, наверное, со времен походов запорожских и донских казаков и ожесточенных сражений с турками в этом районе не встречал такого количества журналистов и высокопоставленных чиновников. О далеком прошлом на этом клочке земли, омываемом Азовским и Черным морями, ничто не напоминает. И вот почему.Тузла сегодня — узкая полоска суши (максимальная ширина — 500 метров), вытянувшаяся с запада на восток на 6,5 километра (общая площадь — 35 га). Вчера остров, скорее всего, имел другие очертания. И наши предки наверняка боролись за контроль над ним в местах, которые сегодня находятся под водой. Во всяком случае, мощные течения в этом мелководном районе то намывали целые острова, то в результате жестоких зимних штормов смывали их целиком. Никогда Коса Тузла не была сплошной оконечностью Таманского полуострова, представляя собой в лучшем случае группу небольших островов, разделенных неглубокими (30-90 сантиметров) проливами.

Тузла — украинский остров со времен Советского Союза и поныне. Все современные соглашения, подписанные между Украиной и Российской Федерацией, признают границы двух государств в рамках административных границ бывших советских республик, а это означает, что Тузла — территория нашего государства. И в этом никто до недавнего времени не сомневался.

Островок не представлял собой объекта стратегического значения, здесь даже не было пограничной заставы. А российские рыбаки ходили в гости к украинцам (впрочем, как и украинцы к россиянам) по мелководью, тем самым нарушая государственную границу Украины и России, и никто эту ситуацию серьезной не считал.

Однако стремительное строительство дамбы в октябре этого года от Таманского полуострова в сторону украинского острова, сопровождавшееся громкими заявлениями («Вернуть исконные земли», «Восстановить историческую справедливость») некоторых российских политиков, краснодарского губернатора, руководителей кубанского казачества, вынудило Киев принимать экстренные меры для защиты суверенитета и территориальной целостности Украины на клочке своей территории. Так на Тузле появилась украинская пограничная застава. Усиленная застава.

Сегодня пограничной заставой острова Тузла руководит старший лейтенант Юрий Чернов — молодой офицер, который не имеет достаточного опыта службы. Тем более что обстановка тут может в любой момент осложниться и стать непредсказуемой. И тогда потребуются опыт, железная выдержка и хладнокровие бывалого человека. Понятно, на случай возможных провокаций.

Провокации, кстати, здесь уже были. На оконечность косы (102 метра до морской границы Украины) приезжали кубанские казаки, делали оскорбительные жесты в сторону наших пограничников, размахивали флагами и уезжали. Пограничники на провокации не реагировали. Хотя тоже могли бы позволить поселиться на острове радикально настроенной молодежи из «Братства» Дмитрия Корчинского. И тогда провокации стали бы постоянным двусторонним явлением, накаляющим обстановку на двух берегах.

Поэтому совершенно не случайно начальником гарнизона Тузлы назначен полковник Геннадий Прилипко — заместитель начальника Азово-Черноморского территориального управления Государственной пограничной службы Украины. Он опытный офицер. Девять лет служил на погранзаставах Забайкалья, в Афганистане, на западной границе независимой Украины, окончил академию — вот багаж Геннадия Алексеевича.

Прилипко деловито и спокойно объясняет:

— На острове организованы блокпосты, на которых несут круглосуточную службу пограничники. У них есть все необходимое — приборы наблюдения и связи, средства кино-фотодокументирования. Ни на одном из участков нарушители не пройдут.

— Насколько серьезны намерения дамбостроителей? Может быть, их угрозы присоединить остров к России — блеф?

— Не думаю. На Тузле мы обнаружили реперную планку краснодарских строителей, по которой они ориентировались и к которой намеревались прийти. Планку мы убрали, а потом в качестве вещественного доказательства показывали российской стороне на переговорах.

Дополнительно в наших территориальных водах и в пятнадцати метрах от морской границы Украины на пути строительства дамбы затоплены два лихтера, на которых также несут службу пограничные наряды. В непосредственной близости от острова ведет дноуглубительные работы земснаряд. Так решил председатель правительства АРК Сергей Куницын в связи со сложной экологической ситуацией в районе Тузлы. Строительство дамбы привело к тому, что островок стал испытывать серьезный напор морской стихии. И если Тузлу не укрепить, то ее однажды может просто размыть.

Кстати, в эти дни в Керчи находился заместитель директора Института биологии южных морей Александр Болтачев, который сообщил журналистам, что строительство дамбы не согласовывалось с украинскими и российскими учеными. Вполне вероятны серьезные экологические последствия, непоправимый вред животному и растительному миру.

— Уже сегодня мы фиксируем увеличение течений в районе Керченского пролива, что может привести к размыву берегов, наносу мелей в самых неожиданных местах, — говорит Болтачев. — В то же время перегороженный дамбой мелкий Таманский залив может превратиться в гниющее болото…

Пограничникам на острове созданы сносные условия. Они временно проживают в небольших одноэтажных деревянных коттеджах (по три-четыре человека) керченского пансионата «Два моря». Для них развернута баня, есть клуб. Военно-служащие имеют возможность смотреть телевизор и слушать радио.

— Коттеджи не отапливаются, используются отдыхающими лишь летом, — продолжает рассказ Геннадий Прилипко, — а потому с наступлением холодов застава переберется в палаточный городок, установкой которого мы сейчас занимаемся.

— Отбирался ли по каким-то особым качествам личный состав заставы?

— Нет, сюда пришли служить обычные пограничники, потому что мы считаем: это нормальная наша работа. Кстати, здесь находятся и контрактники и военнослужащие срочной службы в приблизительно равном соотношении. У нас тут базируется мобильное подразделение, которое в любой момент может выдвинуться на угрожающий участок. Словом, все так, как и должно быть на государственной границе. Ничего сверхъестественного.

Служат на Тузле представители почти всех регионов Украины. Например, рядовой Вячеслав Фоменко — из Херсонской области, рядовой Виталий Кульчицкий — с Тернопольщины, рядовой Валерий Ларюхин — из Джанкоя. Ребята прослужили от полугода до года и очень довольны тем, что им доверена такая важная миссия, как укрепление границы на острове.

— Мы много тренируемся, изучаем военную технику, стреляем из штатного оружия, служба напряженная, но интересная, — признается крымчанин Валерий Ларюхин.

Морскую границу в районе Тузлы охраняет Керченский отряд кораблей морской охраны, которым руководит капитан 2 ранга Николай Пономаренко. До 15-ти кораблей и судов находятся в этом районе, несут круглосуточное дежурство.

— До того момента, пока президент России Владимир Путин по предложению Леонида Кучмы не остановил строительство дамбы, — рассказывает начальник пресс-центра Государственной пограничной службы Украины полковник Анатолий Самарченко, — в районе находились значительные силы российских морских пограничников, однако никаких провокаций с их стороны не было и, я думаю, не будет.

Анатолий Самарченко считает, что у пограничников двух стран очень тесное взаимодействие и взаимопонимание и нынешняя ситуация ничего в этом смысле не изменила. Пограничники отработали четкий механизм борьбы с различными нарушителями морской границы. Если, скажем, браконьер идет на катере или шхуне от Тамани к Керчи, то его ловят украинцы и передают россиянам и наоборот. Никто никого не арестовывает и не держит в своих портах.

— Россияне прекрасно понимают, что государственная граница — священная линия, которую нужно охранять с двух сторон. Нарушать ее не позволено никому, в том числе и строителям дамбы, — говорит Самарченко.

Журналисты ждали в Керчи пресс-конференции Президента Украины, теряясь в догадках: что же может им сказать глава державы? Будет ли жесткое заявление? Каков будет его тон?

Леонид Кучма выглядел устало после многочасового перелета из Латинской Америки, и тех представителей СМИ, кто предвкушал закручивание интриги, он разочаровал. Информация Президента о том, что после его телефонного разговора с Владимиром Путиным строительство дамбы приостановлено, внесла растерянность в ряды журналистов. Они, по сути, задавали разными словами одни и те же вопросы, касающиеся принадлежности Тузлы, украинского контроля над Керченско-Еникальским каналом, линии морской границы на Азовском море и т. д.

Президент был четок: Украина во главу угла ставит международное право, которое четко определяет — граница на Азовском море должна пройти не по дну, как предлагает российская сторона, а по воде. Это в интересах двух стран, чтобы успешно бороться с контрабандой, терроризмом, ввозом наркотиков. Другими словами, чтобы эффективно контролировать Азовское море, нужно поделить его на две зоны ответственности — украинскую и российскую.

Леонид Кучма обратил внимание журналистов на тот факт, что между Украиной и РФ в последнее время наладилось деловое сотрудничество, договоренности носят чисто экономический характер, недавно подписано президентами четырех стран (в том числе РФ и Украиной) соглашение по ЕЭП. И вдруг — одностороннее давление России путем строительства дамбы.

— В межгосударственных отношениях такого быть не должно, — заявил Леонид Кучма. — Мы все проблемные вопросы должны решать за столом переговоров. К тому же между нашими странами подписано немало документов, которые признают существующие границы. Безответственные силы России, если ставили целью ухудшить украинско-российские отношения, клин вбить, то они это задание перевыполнили… Россияне убедились в том, что мы не будем вести переговоры по тем вопросам, которые для Украины являются решенными, — четко констатировал Президент.

Керчане к событиям вокруг Тузлы относятся на удивление спокойно: ни тебе митингов, ни пикетов, полное спокойствие. Никто ничего не требует и не хочет. Прохожие уверены в том, что дальнейшего обострения ситуации не произойдет, потому что хорошо знают людей на той стороне: мол, среди них много наших родственников, людей рассудительных, добрых и разумных. Во всем виноваты московские политики, которым всегда что-то в отношениях с Украиной не нравится, вот они, дескать, и раздувают конфликт.

Тем не менее в Керчи отмечены случаи агитации в определенном направлении. В общественных местах — на рынке, остановках общественного транспорта редко, но все же можно встретить людей, которые призывают керчан массово принимать российское гражданство, мол, это благо для местных жителей. Однако массового волеизъявления не наблюдается, люди шарахаются от заезжих агитаторов.

Керчане озабочены иными проблемами: есть перебои с водой, не все районы газифицированы, а в растянутом на 56 километров вдоль побережья моря городе нет экономичного троллейбусного сообщения, которое бы сняло транспортную проблему.

Кстати, новый мэр Керчи Олег Осадчий (офицер запаса) уже очень многое сделал для жителей. Улицы Карла Маркса и Ленина выглядят как игрушки, чем-то напоминая то ли Крещатик, то ли Арбат. Пешеходные участки, симпатичная плитка, фасады исторических зданий, отреставрированные современными материалами, и чугунные фонари оставляют впечатление у тех, кто впервые приезжает в несуетливую Керчь.

Порадовал местных жителей и Президент Украины Леонид Кучма, когда пообещал, что две нитки водовода в город будут последовательно восстановлены, строительство троллейбусной инфраструктуры, приостановленное в 1994 году, будет продолжено.

— Через несколько дней в Керчь прилетят специалисты, чтобы найти пути газификации города, — пообещал Президент.

Местных журналистов, конечно же, интересовал вопрос сооружения грандиозного транспортного то ли моста, то ли туннеля через Керченский пролив — любимой предвыборной темы Леонида Грача и Юрия Лужкова. Леонид Кучма отвечал: мол, аккуратные немцы во время оккупации построили здесь мост, и он не устоял под ударами сил природы, рухнул. Недра в этих местах плохие, ни одна опора не устоит, констатировал Президент и добавлял: мол, нужно здесь наладить современную паромную переправу, этого вполне достаточно.

Чем больше времени проходит с начала строительства грандиозной дамбы в сторону острова Тузла, тем все более комедийный тон приобретают комментарии специалистов и политиков. Общая мысль такова: кому пришла в голову такая смешная идея — перегородить море? В Интернете в этой связи множится художественное творчество жителей всемирной паутины. Два анекдота на завершение темы.

«Кучма стоит на берегу острова Тузла, Путин — на косе, в 102 метрах.

Ведут переговоры.

— Леонид Данилович, так что с проливом будем делать?

— Ась? Не слышу!

— С проливом, говорю, что будем делать?

— Не слышу! Кричите громче, Владимир Владимирович!

— Ну хорошо, сейчас мы еще 109 метров насыплем и поговорим с глазу на глаз!»

«На Тузлi стоять два запорозьких козаки — батько i маленький син — дивляться, як росiяни сиплють дамбу. Син питає:

— Батько, а чого це роблять москалi? Невже хочуть греблю через море перекинути? Чи так рибу ловлять?

— Нi, синку, це нашi далекi родичi кубанськi козаки намагаються приєднатися до України».

Другие статьи этого номера