Противостояние или компромисс

Этот законопроект лишен какой-либо политизации, достаточно прагматичен и отвечает реалиям рыночной экономики. И тем не менее он встретил в Верховной Раде достаточно упорное противодействие. О сути его шла речь на пресс-конференции, которую провели наши народные депутаты в городской государственной администрации. Согласованность их позиции и единство взглядов на проблему с точки зрения интересов города дают возможность передать в обобщенном виде все то, о чем говорили на встрече с журналистами Иван Вернидубов и Виктор Заичко, и не разделять заслуг каждого в данном законотворческом процессе.На рассмотрение Верховной Рады, кроме севастопольского законопроекта, представлено еще два. Один разработан Кабмином, другой — фракцией «Наша Украина» во главе с Виктором Ющенко. В кабминовском документе не учтены особенности формирования местного бюджета, связанные с базированием на территории Севастополя Черноморского флота России, не предусмотрены никакие компенсационные выплаты в городской бюджет. В связи с этим город лишается значительных финансовых средств, которые могли бы пойти на реализацию социально-экономических программ. Кроме того, кабминовский законопроект в отличие от нашего предусматривает выборы городского головы не всеми избирателями Севастополя, а только депутатами горсовета.

Законопроект «Нашей Украины» в разделе формирования местного бюджета с некоторыми поправками для Севастополя более приемлем, но он также ущемляет полномочия нашего городского совета и не в полной мере соответствует Европейской хартии о местном самоуправлении, которую Украина ратифицировала в 1997 году. В дополнение к этому народные депутаты обратили внимание журналистов на то, что наш законопроект более четко разграничивает полномочия городского совета и госадминистрации, взаимоотношения которых порой приобретают характер противостояния, которое препятствует продуктивной работе властных структур.

Иван Вернидубов и Виктор Заичко дали довольно нелестную оценку позиции парламентского комитета, возглавляемого Анатолием Матвиенко. Нередко комитет противодействует конструктивной работе парламента и нацелен на ограничение полномочий органов местного самоуправления Севастополя, выхолащивая саму суть особого статуса города. Все это сопряжено с большой политикой, выходящей за пределы данного законопроекта, и с определенными опасениями центра предоставить нашему региону большие полномочия в местном самоуправлении. По этой причине обсуждение законопроекта из правовой плоскости неизбежно переходит в политическую. В частности, противники нашего законопроекта категорически возражают, чтобы наши местные органы власти получили возможность представлять интересы города при обсуждении дополнительных соглашений, связанных с реализацией российско-украинского договора по Черноморскому флоту. Возможно, именно это обстоятельство явилось причиной того, что три последних дополнительных соглашения к договору вопреки экономической целесообразности, в сущности, не выполняются. Во всяком случае, наши депутаты намекали на такую вероятность.

Учитывая это, они проводят большую работу во фракциях. Им удалось привлечь в союзники три фракции парламентского большинства. Наш законопроект намерены поддержать и коммунисты. На противостоящей стороне остаются блок Юлии Тимошенко, депутаты от Социалистической партии Украины и от «Нашей Украины». Какой будет результат голосования по законопроекту «О статусе города-героя Севастополя», сейчас предугадать трудно. Возможно, нашим депутатам придется пойти на определенный компромисс, чтобы закон был все же принят в ближайшее время. Если этого не произойдет, то в новом году процедура принятия закона будет идти путем длительных согласований. При этом существенной может стать способность наших избранников убедить парламентариев в том, что севастопольцы не вынашивают намерения идти путем сепаратизма, что стабильная социально-политическая ситуация в городе не дает оснований Киеву для какого-либо беспокойства.

Народный депутат Виктор Заичко проинформировал журналистов об особенностях принятого Верховной Радой и подписанного Президентом Украины Государственного бюджета на 2004 год. Еще никогда с момента обретения Украиной государственной независимости бюджет не принимался в установленный срок и никогда он не был таким сбалансированным и социально направленным. В сводном бюджете в 60,3 млрд гривен на долю местных бюджетов приходится 23 миллиарда. В сравнении с этим годом на обеспечение роста минимальной зарплаты в 2004 году заложено на 2,4 млрд гривен больше. Увеличены отчисления и кредитование на строительство дорог, жилья молодым семьям, на получение образования, на коммунальную сферу, на помощь инвалидам, на приобретение лекарств больным сахарным диабетом и онкологическими заболеваниями, на детские пособия. Дотации Севастополю возрастут с 2,3 до 11,6 миллиона гривен, субвенции увеличатся с 32 миллионов гривен без малого вдвое.

Сразу после принятия бюджета нашим депутатам удалось решить вопрос о дополнительном выделении Севастополю 1,7 миллиона гривен на проектирование дюкера с Северной стороны в центр города, на проектирование моста через бухту, на достройку 27-й школы и прокладку новой троллейбусной трассы. Иван Вернидубов и Виктор Заичко намерены направить обращение к депутатам горсовета, руководству городской госадминистрации по вопросу рационального использования финансовых средств и реализации возможностей пополнения местного бюджета путем развития производства товаров и услуг.

Депутаты убыли на работу в Верховную Раду, которая на этой неделе должна продолжить рассмотрение законопроектов «О статусе города-героя Севастополя».

Другие статьи этого номера