Парус — это тоже эмблема нашего города

В управлении по вопросам физкультуры, спорта и туризма определены 10 лучших тренеров 2003 года. Первым в этом списке стоит старший тренер главной базы олимпийской подготовки сборных команд Украины (яхт-клуб «Юг») В.Х.АЗАТХАНОВ. Включают его в эту престижную «десятку» уже на протяжении пяти лет.- Василий Ханкишевич, быть первым всегда приятно. Примите наши поздравления…

— Мне кажется, что возглавил список я потому, что его составители придерживались алфавита. Больше радует другое: в «десятку» попали еще два наставника яхтсменов. Это Юрий Федорович Кравченко и Евгений Викторович Белоусов. Можно говорить о том, что развитию парусного спорта в городе придается большое значение. Впрочем, как и в Украине. Возглавляет республиканскую Федерацию парусного спорта депутат Верховной Рады Василий Николаевич Гуреев, который сам участвует во многих соревнованиях. Он рулевой в экипаже яхты класса «Звездный» и не только хорошо знает все наши проблемы, но и помогает их решать. А отсюда и результаты. Украина уже получила шесть лицензий на участие в Олимпийских играх (у России на одну меньше). Право на поездку на Олимпиаду завоевала представительница нашего клуба Светлана Матевушева. Она входит в экипаж призера Олимпийских игр, чемпиона мира и Европы Русланы Таран (класс яхт «Ингленд»). Но впереди еще чемпионат мира во всех классах судов. Есть еще хорошие шансы получить лицензию и у Сергея Тимохина, который уже не один год входит в команду чемпиона мира Сергея Пичугина (класс «Солинг»). Было бы замечательно, если бы в Грецию поехали два яхтсмена из Севастополя.

— А могло их быть больше?

— В прошлом году мы на Всеукраинских спортивных играх заняли второе место после киевлян, отстав от них всего на 60 очков. В состав сборной команды Украины вошли Игорь Цветков, Евгений Коротков, Илина Свентановская, Ольга Мысакова (все — класс яхт «470»), Светлана Матевушева, Александр Цветков («Финн»), Анна Сатуленко, Ольга Горбатых (парусная доска «Мистраль»)… Спортсменов талантливых много, но конкуренцию Киеву мы сейчас составить не можем. Как и всегда, когда речь заходит о спорте, дело упирается в финансирование. У нас плачевное состояние с материальной базой. И с денежной поддержкой на участие в соревнованиях. А все остальные условия для того, чтобы выйти на первые роли в Украине, имеются.

— Какие же эти условия?

— Прежде всего это наши внешние и внутренние акватории, будто специально созданные для развития парусного спорта. Имеется в достаточном количестве и спортивных баз. Кроме нашего яхт-клуба, функционируют яхт-клуб-57 Черноморского флота Российской Федерации, его быстро развивающийся филиал в Казачьей бухте (способствуем этому и мы), яхт-клуб в Ушаковой балке, принимающий участников международных регат. Есть секции парусного спорта в школе высшего спортивного мастерства и в той же Ушаковой балке.

Справедливо говорят, что в Севастополе базируется три флота: ВМС Украины, ЧФ Российской Федерации и парусный флот. У нас более 50 судов для детей и юношей. С ними работают 15 тренеров. Под их руководством молодежь постигает «азы», затем передают своих воспитанников наставникам яхтенного класса. В этом классе у нас около 30 судов. И еще около 30 яхт крейсерских. В счет здесь не вошли парусные доски. Но беда в том, что новых приобретений у нас давно уже нет. На Западе новое судно используется только в период между Олимпиадами, потом заменяется на новое, а мы на них гоняемся десятилетиями. У нас есть «Кадет», спущенный на воду в Польше 35 лет назад. И он все еще на воде.

Своя верфь у нас есть только в Днепропетровске, где стали изготавливать суда класса «470». Но они по всем параметрам уступают заграничным. У иностранных фирм свои секреты даже в составе смол. И давние традиции, которых у нас нет.

И еще раз о финансировании. Для того чтобы войти в разряд ведущих спортсменов мира, нужно участвовать в соревнованиях соответствующего ранга. Иными словами, иметь высокий рейтинг. Даже международные соревнования разделяются на три категории. А наши внутренние регаты уже относятся к четвертой и пятой категориям. Поэтому Игорь Цветков, выигравший все что можно в Украине,но не выезжавший из-за отсутствия средств на международные состязания, котируется не очень-то высоко. Да и внутренние соперничества без сильных противников немногое дают. Это, как говорится, варение в собственном соку.

Я не могу сказать, что нас не поддерживает город. Куплена яхта класса «470», выделяются деньги на самые необходимые нужды. Огромная благодарность директору ДЮСШ-4 В.А.Попадину за предоставление нашим спортсменам бассейна, администрации школы высшего спортивного мастерства, где мы пользуемся тренажерами, директору яхт-клуба «Юг» А.М.Луценко, который предоставил в наше распоряжение ангары и мастерские. Но этого все-таки мало для того, чтобы парусный спорт вышел у нас на первый план и была соответствующая отдача от него.

— В парусный спорт сегодня у нас привлечены сотни мальчишек и девчонок. Но всегда ли количество переходит в качество?

— Давайте начнем с того, что главной цели мы уже достигли. Море влечет к себе молодежь. Наш яхт-клуб предоставляет всем желающим возможность бесплатно заниматься в секциях. Сейчас только у нас около 120 человек в возрасте от 9 до 30 лет. Далеко не все станут профессионалами. Для этого нужно огромное желание. И еще три основных условия: сила, «золотые» руки и ум шахматиста.

Расшифровка такова. На гонках спортсмен находится три-четыре часа, когда ему нет ни минуты передышки. Объем работ он выполняет колоссальный. Что касается «золотых» рук, то здесь все сводится к тому, что яхтсмен должен поддерживать в отличнейшем состоянии свое судно. Ремонтировать его, шпаклевать, смолить, красить, полировать, плести концы. Работы хватает. А уже во время гонок просчитывать, как шахматист, все варианты. И скорость ветра, и течения, и возможности соперников. Здесь на везение полагаться нельзя. Фортуна может повернуться лицом один раз, не больше. А дальше рассчитывай только на себя.

— Какая же во всем этом роль тренеров?

— Конечно же, кое-кому дан дар от Бога. Таким яхтсменам, как трехкратный олимпийский чемпион Валентин Манкин. Но и талант без огромного трудолюбия не даст выдающихся результатов. Хорошо, когда яхтсмены понимают это.

Сейчас у нас зима. Состязаний нет. Время общефизической подготовки. И вкалывают наши ведущие спортсмены по восемь часов. Это бассейн, бег, спецтренажеры, работа с материальной частью. Нагрузка колоссальная. Зима пролетит быстро. Нужно набрать соответствующую форму, подготовить к сезону лодку. Это у профессионалов. У юных яхтсменов нагрузка в день от 3 до 5 часов.

Теперь отвечу на ваш вопрос. В нашей школе сейчас около 120 человек. Примерно десять процентов из них поднимутся до требуемого уровня, станут профессионалами. Но и остальные ничего не потеряют. Они получат «закваску», которая позволит им быть уверенными в себе, почувствовать себя сильными в житейских бурях.

— Сколько лет вы уже связаны с парусным спортом?

— В 1972 году я пришел в яхт-клуб-57. Начинал службу в спортроте. И до 1984 года был военно-служащим. Потом перешел в яхт-клуб «Юг». Таким образом, только на тренерской работе уже почти двадцать лет. Но все еще «гоняюсь». В 2000 году на чемпионате мира среди военнослужащих наш экипаж (Игорь Цветков, Евгений Коротков и я) на «Солинге» занял второе место. В прошлом году наша, теперь уже крейсерская яхта, на таком же чемпионате была шестой. Место далеко не последнее. Думаю, что буду еще не раз участником регат. Но не это главное. У меня большие служебные обязанности: старший тренер в своей школе, вице-президент федерации парусного спорта, председатель тренерского совета. Кроме организации учебного процесса, надо думать о том, как изыскивать деньги на соревнования, добыть транспорт, обеспечить спортсменов формой. Становлюсь менеджером, но такое уж наше время. Хочется, чтобы парусный спорт в Севастополе всегда шел под первым номером.

Другие статьи этого номера