Золото святого князя Владимира

Херсонесский Владимирский собор не относят к памятникам культуры и архитектуры древности. Ему всего-то приблизительно 120 лет. Но выпавших на его долю испытаний с лихвой хватило бы на тысячелетие. После революции, войны, проявлений воинствующего атеизма в течение десятилетий храм медленно умирал. Но и в этом своем состоянии он не терял своего величия. Все это время гадали: разбирать или восстанавливать? Вариант созидания взял верх..Если не ошибаюсь, году в 1975-м,.говорит главный архитектор проектов Укрниипроектреставрации Е.И.Осадчий,.с группой специалистов я приехал в Севастополь, чтобы осуществить обмеры того, что осталось от Владимирского собора. С этого мероприятия специально созданная группа проектантов приступила к сбору информации для составления документации, по которой намечалось возрождение величественного сооружения.

Его поднимали по чертежам, составленным к лету 1859 года ректором архитектурного отделения Академии художеств Д.И.Гриммом. В рекордные сроки им был предложен проект на утверждение императором Александром II. Евгению Ивановичу и его коллегам повезло меньше. В вышедшей недавно у нас книге Херсонесские святыни помещен портрет Е.И.Осадчего. Со страницы краеведческой новинки на нас смотрит молодой человек с черной, как смоль, бородкой. Нынче она бела от седины. На составленные проектные материалы ограничен срок годности.13 лет. Выходит, и результаты выполненных в середине 70-х годов прошлого века работ устарели. Распалась также первая группа проектантов. Е.И.Осадчий возглавил новую, когда в 1999 году вновь, и теперь уже твердо, вернулись к идее восстановления собора.

.Все-таки,.сказал мне на днях при встрече в Херсонесе Евгений Иванович,.приложенные в прошлом усилия и время были не зря потрачены. Нам, например, пригодились данные выполненных четверть века назад обмеров сооружения.

Новый проект реконструкции Владимирского собора в Херсонесе создавался под руководством Е.И.Осадчего ускоренными темпами не в ущерб качеству. Целиком были разобраны стены третьего яруса. Здесь пришлось обратиться к помощи скалолазов. Не без гордости известный в стране специалист говорит о том, что утраченные своды выполнены в монолитном железобетоне. Укладываясь в старые, еще гриммовские, параметры, зданию дали то, чего оно не имело: сейсмическую устойчивость, системы вентиляции и отопление. Собору возвращали его первоначальный вид. Прораб О.В.Бардецкий.

.Не то что отдельные архитектурные детали,.говорит начальник Севастопольского участка ЗАО Крымреставрация Ю.В.Алябьев,.буквально многие камерные блоки в Альминском карьере вырезали по выполненным Евгением Ивановичем индивидуальным чертежам.

.Мы,.вновь вступил в разговор Е.И.Осадчий,.постоянно сверялись со старыми фотографиями. Известно, что в первые послевоенные годы севастопольцы могли видеть и барабан, правда, поврежденный снарядом, и часть купола.

Общестроительные работы давно завершены, но Евгений Иванович регулярно посещает наш город с целью осуществления авторского надзора за реализацией проекта. Нынче близок к завершению повторный монтаж металлочерепицы на 36-метровой высоте, куда вознесся купол храма. Кровельный медный материал снимали, с изнанки нумеровали, внизу в специально оборудованном помещении покрывали сусальным золотом и вновь поднимали под небеса.

Этим большим работам предшествовала серьезная подготовка. Операции с сусальным золотом выполняются в определенных строгой технологией условиях: в защищенном от атмосферных явлений тепляке при температуре не меньше 16 градусов выше нуля. При покрытии благородным металлом куполов Святой Софии в Киеве их заключали в фанерные короба. К нам столичные реставраторы привезли щиты из утепленного поролоном цинка. Но симферопольские специалисты-реставраторы Г.С.Бильтюков и А.В.Токарев предложили заключить купол площадью 320 квадратных метров в тепляк из армированной, то есть усиленной прочными нитями двухслойной полиэтиленовой пленки. Сооружение оказалось легким, прочным, удобным, вдобавок еще и эстетичным, в чем сегодня может убедиться каждый, кто бросит взгляд на Владимирский собор. Тепляку оказались нипочем ни ветры, которые над Херсонесом проносятся с удвоенной силой, ни морозы, ни обильные дожди. Рабочие Cевастопольского участка Крымреставрации П.Е.Судаков, Ю.Г.Тупицын, С.Л.Волочнюк, В.Н.Коршенко бережно укладывают на место позолоченные детали крыши, надежно закрепляя их специальной медной, вдобавок защищенной от коррозии, проволокой. В тепляке они трудятся словно в нагретом помещении. Опыт крымчан по строительству тепляков, уверен, шагнет дальше. Молодая художница Оксана Головко.

С верхней открытой площадки простирается изумительный вид на город, море, кварталы античного городища. Сопровождавший меня молодой прораб Олег Бардецкий указал на строительный объект вблизи Итальянского дворика, на башню Зенона, другие объекты, где в настоящее время трудятся рабочие Севастопольского участка Крымреставрации .

.Скоро,.говорит Олег Вячеславович,.завершатся работы на соборе. Но мы надолго еще останемся на территории заповедника Херсонес Таврический . Будем готовить к сдаче другие объекты.

Работа кипит не только на куполе, но и в самом соборе. Здесь идет роспись его стен в строгом соответствии с фотографиями интерьеров позапрошлого века. Киевскую бригаду художников направило к нам предприятие Мастер корпорации Укрреставрация . Его директор А.А.Фонталин рассказал о том, что подчиненные ему специалисты приехали в Севастополь, имея за плечами опыт, накопленный на известных столичных объектах. Они расписывали обновленный железнодорожный вокзал в Киеве, храмы Киево-Печерской лавры, Михайловского Золотоверхого монастыря.

Свой участок имеют здесь львовские художники. В Херсонесе трудятся также посланцы других городов. Не остались в стороне и севастопольские живописцы. Их бригаду возглавил В.Н.Ольхов. Со своей надежной помощницей Оксаной Головко он выполнил ряд ответственных заказов, в том числе и в стенах Делового и культурного центра.

Оксана уже окончила вуз, получив профессию эколога. Но верх все же взяло давнишнее увлечение рисованием. В настоящее время она учится заочно в Львовской академии печати, где овладевает специальностью художника-графика. Участие в росписи интерьеров Владимирского собора в Херсонесе.большая школа для молодой художницы.

Храм в центре античного городища расположен в низинке. Но он виден со всех возвышенностей города. Собор узнаваем, если любоваться панорамой города с горных вершин, расположенных в 15.20 километрах и дальше. В 1896 году Дирекция маяков и лоций Черного и Азовского морей предложила настоятелю Херсонесского монастыря покрасить цинковые крыши собора в белый цвет, чтобы на него шли корабли.

…Касаюсь позолоченной верхушки купола собора. А дальше буду восторгаться им на близком и далеком расстоянии. Восторгаться им, как зажженной за здравие над городом свечой.

Другие статьи этого номера