«Хочу рассказать о неприятном происшествии, произошедшем со мной 7 апреля в троллейбусе двенадцатого маршрута. Я ехала с занятий. Было 14 часов 20 минут. Троллейбус переполнен. В руках у меня тяжелая сумка с учебниками и пакет. Сумку я поставила на пол, так как надо было еще и держаться за поручень. Кондуктор потребовала, чтобы я убрала сумку. И когда я ответила, что не могу этого сделать, сильно толкнула меня. И стала по-всякому обзывать. Я не позволила себе устроить драку и ответить оскорблениями. Вышла из троллейбуса, не доехав до нужной остановки.
Вряд ли кондуктора накажут или передо мной кто-нибудь извинится. Но, может, этот случай, а он далеко не единичный, будет принят во внимание и последуют какие-то меры по повышению культуры обслуживания?
Т.ПРОТАЧУК, учащаяся Севастопольского коммерческого техникума».
Редакция ознакомила с содержанием письма заместителя директора ГКП «Севтроллейбус» Е.Б. Эпштейна. Вот что он ответил:
— К сожалению, подобное в наших троллейбусах произойти может. Как говорится, в семье не без урода. Будем разбираться. Надо сказать, что с кондукторами у нас постоянная проблема. Зарплата у них нормальная. Она выше, чем в других областях Украины. А работа, конечно, тяжелая. Попробуй покачаться 10 часов в троллейбусе да еще почти всегда в нервозной обстановке. Ведь и среди пассажиров далеко не все паиньки. Многие норовят две-три остановки проехать без билета. Скандалы возникают по разному поводу. Вывешены в салонах правила, в которых четко указаны категории льготников. Нет среди них российских офицеров. Но даже в присутствии милиции они иногда так активно протестуют против оплаты проезда, что не знаешь, как к ним подступиться.
Но вернемся к кондукторам. Их у нас 342 человека при нехватке еще 60 работников. Идут к нам в основном пенсионеры и те люди, которые нигде не сумели устроиться. Первые не выдерживают нагрузки и пятьдесят процентов из них через какое-то время начинают предъявлять больничные листы. Вторая категория, я говорю не о всех, стремится получить «левым» путем дополнительный приработок. Их премия, которой надо добиться, не интересует. Они не обилечивают пассажиров, кладя деньги, полученные от них, в свой карман. Ущерб огромный. Ловим за руку сплошь и рядом. Но всегда есть оправдания: не успела вручить билет, забыла, так как народу много, и т.д. А надо трижды наказать за «мелкие» провинности, прежде чем уволить.
Выход из положения видится один: перейти к компостерам, как это сделали в некоторых городах Украины. Только, как нам известно, эксперимент пока проходит там не совсем удачно. Учтем их опыт и все равно будет поэтапно вводить компостеры, усилив контроль. Иного пути нет.
У нас должна быть здоровая конкуренция с автобусниками. Но мы поставлены в неравные условия. Льготники все у нас. Компенсация за них поступает далеко не в полной мере, с большим опозданием. В результате мы не можем оплачивать счета за электроэнергию. Отключаются все учрежденческие помещения, база отдыха в Батилимане. Начинаются задержки с выплатой заработной платы. Никак не произведется реструктуризация долгов: с нас можно бы снять те суммы, что недоплачены предприятию за льготников.
Не хочется вдаваться в подробности, почему нам сегодня трудно жить. В любом случае культура обслуживания пассажиров в троллейбусах должна быть на высоте. И мы добиваемся этого. Думаем, что случай, описанный выше, станет исключением.