Последний звонок для севастопольских школьников прозвенит 29 мая

А выпускные вечера рекомендовано проводить с 23 по 25 июня — после скорбной даты начала Великой Отечественной войныНа состоявшейся в последнюю среду апреля в школе N 3 встрече заместителя начальника городского управления образования и науки Галины Кунцевской с представителями родительской общественности города обсуждались вопросы, связанные со школьной реформой, окончанием учебного года, проведением выпускных вечеров и пр. Как отметила Галина Николаевна, в настоящее время в городе одновременно действуют три модели общего среднего образования: по первой — традиционной (10-летняя средняя школа) — продолжают заниматься учащиеся 5-11-х классов; вторая (11-летняя школа) касается ребят, поступивших в 2000 году в 29 специально набранных классов с рассчитанной на 4 года программой начальной школы. А вот полное 12-летнее обучение ожидает детей, перешагнувших порог школы в 2001-2003 годах (сейчас они занимаются по учебникам, соответствующим требованиям новой программы, изучают иностранный язык со второго класса и т.д.).

Школьная реформа касается всех моделей общего среднего образования, основная ее цель — добиться соответствия отечественного образования европейским стандартам. Основной принцип новой системы — индивидуальный подход к каждому учащемуся. Ребенок должен учиться тому, чему хочет, а не тому, что ему навязывают. Каждый выбирает свой профиль образования в соответствии со своими возможностями, и три года старшей школы должны дать подростку базу либо для поступления в вуз, либо допрофессиональную подготовку, чтобы окончивший 12 классов выпускник не оказался никому не нужным. Так, в качестве эксперимента в школах N 22, 32 и 18 набраны классы-группы, где ребятам одновременно с основными дисциплинами дается допрофессиональная подготовка (параллельно со школой учащиеся занимаются в профтехучилищах). В перспективе те дети, которые занимаются в музыкальных, художественных, спортивных школах, возможно, будут освобождаться соответственно от уроков музыки, рисования, физкультуры (по данным предметам им будут выставляться полученные в этих школах оценки). Решается вопрос о возобновлении в городе лицейного образования (по подобию харьковской модели), когда учащихся обучают преподаватели вуза и полученные на выпускных экзаменах оценки одновременно являются вступительными в вуз. Словом, существуют разные модели общего среднего образования и получение окончательного варианта — дело не одного года. Сейчас неизменно лишь положение о том, что педагогические коллективы ни при каких условиях не имеют права исключать ученика из школы, как, впрочем, и оставлять его на второй год (сделать это можно лишь по желанию родителей, которые напишут соответствующее заявление).

Кроме школьной реформы, родительскую общественность интересовали вопросы, связанные с окончанием учебного года, сдачей экзаменов, и проведение выпускных вечеров. В соответствии с приказом по городскому управлению образования и науки «Об окончании 2003-2004 учебного года и проведении государственной итоговой аттестации» последний звонок для севастопольских школьников прозвенит 29 мая (в начальной школе занятия закончатся 25 мая). С 1 по 20 июня пройдет государственная итоговая аттестация для учеников 9-х и 11-х классов (остальные учащиеся в это время будут проходить практику, если не отработали положенное количество часов во время учебного года), а 21 июня состоится бал медалистов.

Выпускные вечера рекомендуется проводить с 23 по 25 июня, то есть после скорбной даты начала Великой Отечественной войны. Причем делать это в ресторанах и кафе совсем не обязательно. Выпускной вечер можно провести и в школе. Главное в данном мероприятии — чтобы детям было интересно. И позаботиться об этом должны родители и классные руководители. А вот за безопасность выпускников по-прежнему отвечают директора школ.

Еще один поднятый родителями вопрос: можно ли на экзаменах и выпускных вечерах дарить цветы учителям? Ответ: официального документа на этот счет в управление образования и науки не поступало. Так что делать подарки педагогам или нет, родители решают сами.

Глас народа

Нужно ли школьникам профильное образование?

Сергей КРУГЛОВ, директор высшего училища N 28:

— Я считаю, что к старту профессиональной подготовки школьники должны подходить с равными возможностями. Надо давать традиционное образование, за исключением особо одаренных детей. Для них — физико-математические классы, секции в Малой академии наук и другие. Нередко к нам приходят дети из профильных классов — театральных, гуманитарных. И мы сталкиваемся с пробелами в образовании. Школьникам нужны знания в рамках программы средней школы. Старт профессиональной подготовки может быть дан либо по окончании 9 класса, либо 11-го. К этому времени школьник может определиться с выбором профессии.

Алевтина Васильевна, инженер:

— Очень хорошо отношусь к профильному образованию в школе. Математика отравляла жизнь моей дочери. А она успешно окончила художественную школу. Поступила в художественную академию. Математика ей не нужна. А сколько было пролито слез… Жалею, что она не училась в классе, где математику требовали бы по минимуму.

Анна СВИСТУНОВА, продавец:

— Я считаю, что образование не случайно называется средним — именно таким оно должно быть. Школа может помочь выявить склонности, способности ребенка. Я против модного ныне профильного образования в начальных и средних классах. Ребенок еще не определился. Класс (и судьбу) выбирают родители. Это неправильно. Дайте человеку самому решить.

Александр СУХАНОВ, военнослужащий:

— Школьная программа должна быть одинаковой для всех. Раньше были факультативы, секции для углубленного изучения предмета, для занятий по интересам. Сегодня тоже — МАН, центр технического творчества, Дворец детства и юности. А государственная школа должна дать государственный минимум строго определенной программы.

Ирина ИВАНОВА, предприниматель:

— Нужно профильное обучение. Чем раньше и основательнее развивать способности, которые у человека есть, тем лучше будет результат. Например, у Пушкина не было способностей к математике. (Я была в Пушкине и видела журнал с его оценками). Но это не помешало Александру Сергеевичу стать великим поэтом.

Ольга ЕВГЕНЬЕВА, студентка:

— Что касается меня, я с шестого класса уже знала, что не осилю химию, математику, геометрию. И все попытки добиться результата даже с репетитором ни к чему не привели. Поэтому лет в 13-14 я все усилия направила на иностранный язык, литературу. А учителя, видя мои успехи, другие предметы просто подтягивали. Думаю, что системе школьного образования нужна реформа, в том числе внедрение профильного обучения.

Олег ДОСКАТО, офицер запаса:

— Нужна специализация, но в случае, если выпускники школы вместе с аттестатом получат и рабочее место. А сегодня, к сожалению, неблагоприятная обстановка: учебные заведения готовят кадры, а работы по специальности нет. Надо, чтобы в городе функционировала промышленность, а не только развивался туризм.

Другие статьи этого номера