Завершилась поездка в наш город министра промышленной политики Украины Александра Неустроева. Первым был его визит в ОАО «Севастопольский Морской завод». Знакомиться с предприятием и с его нерешенными проблемами министр начал заблаговременно — по дороге в город-герой. И уже перед проходной по традиции Александр Леонидович посетил заводской музей. В нем собрана 220-летняя история бывшего предприятия ВПК, занимавшегося ремонтом и модернизацией всех типов военных кораблей, а также судов океанического флота бывшего Союза. На территории завода у дока министр встретился с корабелами. Первой проблемой, с которой заводчане обратились к министру Минпромполитики, был вопрос финансирования строительства парома для Севастополя. Нынешние паромы, также построенные пятьдесят лет назад на заводе и курсирующие по бухте города, давно исчерпали все свои технические ресурсы. Неоднократно на всех уровнях по инициативе главы Севастопольской горгосадминистрации Леонида Жунько и руководства завода вопрос финансирования строительства парома обсуждался в министерских коридорах Киева. Все соглашались, что использовать нынешние паромы небезопасно для жизни горожан. Однако… денег в госбюджете не находилось. Естественно, ни городской бюджет, ни завод не в состоянии строить паром за собственные средства.
Министр ответил, что знаком с этим вопросом, и пообещал с помощью депутатов включить в госбюджет 2005 года финансирование строительства парома заводом. Пообещал Александр Леонидович посодействовать и в другом не менее проблематичном вопросе — погашении задолженности Госкомрезерва.
Касаясь темы судостроения, министр заметил, что в Украине есть инвесторы, способные в ближайшее время вкладывать деньги в строительство отечественного флота. По его словам, в министерстве сейчас рассматривается и вопрос продления действия закона Украины «О государственной поддержке судостроения». Однако эта поддержка не должна заключаться в финансировании текущей деятельности отрасли. «По большому счету, — заявил он, — задача госбюджета заключается в решении социальных программ образования, здравоохранения и науки. Именно та его часть, которая формирует интеллект нации». Государственная же поддержка судостроения, по мнению министра, должна создавать условия для привлечения в отрасль зарубежных и наших инвесторов. «Пусть частный бизнес вкладывает средства в судостроительную отрасль, а мы ему будем помогать». На такой оптимистической нотке завершил свой первый визит на одно из ведущих предприятий судостроительной отрасли Украины — ОАО «Севастопольский Морской завод» — министр промышленной политики Украины Александр Неустроев.
Что ж, позиция министерства ясна. За четырехмесячную деятельность новый министр провел семь отраслевых совещаний. В Николаеве в марте текущего года под председательством премьер-министра Виктора Януковича рассматривался вопрос о судостроительной отрасли Украины как об одном из приоритетных направлений ее экономики. На этом же совещании говорилось и о том, что работа судостроительных предприятий стабилизировалась. «Большие опасения, — отметил министр при посещении ОАО «Севморзавод», — у меня вызывает работа предприятий легкой промышленности».
И все же на один вопрос министр так и не успел ответить. В ноябре 1999 года вышло постановление Кабинета министров Украины о начале финансирования и выделении ОАО «Севастопольский Морской завод» 15,4 миллиона гривен (в ценах 1998 года) на три головных судна: сейнер и два рефрижератора. Если бы удалось эту программу реализовать, то была бы решена сложнейшая для рыбаков проблема — строительство своих судов. Ведь Украина имеет почти 2000 километров береговой линии. Именно в Севастополе когда-то было лучшее производственное объединение рыбной промышленности «Атлантика», в составе океанического флота которого находилось более пятидесяти судов.