Благотворительные взносы — дело добровольное. Как и чем помочь школе, родители решают сами

Как и ожидалось, организованная нашей газетой прямая линия с начальником управления образования и науки г. Севастополя Николаем Ивановичем Чербаджи не осталась без внимания читателей. Телефон практически не умолкал, и задать интересующие вопросы в отведенное время смогли порядка двадцати человек. Самые «наболевшие» касались школьных поборов и перевода детей из третьего в четвертый класс.- Это прямая линия? Я мама ребенка, который учится в школе 14. Как конец мая — на ремонт требуют 20 гривен. Но ремонта в школе как не было, так и нет!

— Что касается школьных поборов, принцип один — только на добровольных началах. Это прерогатива родительского комитета, учителя к этому не имеют никакого отношения. Не можете помочь школе — никто не имеет права вас заставить.

— Нам говорят, что если мы не сдадим деньги, то пострадает наш классный руководитель.

— Это неправда. Такого не может быть.

— Николай Иванович, я учитель-пенсионер. Хочу сделать перерасчет пенсии, но в нашей бухгалтерии не оказалось документов о зарплате до 1967 года, в результате чего мне начислили маленькую пенсию. Я всю жизнь проработала завучем. Чтобы пенсия была выше, мне необходимы данные за первые годы моей работы.

— Мы окажем вам содействие. Оставьте свои координаты, я поручу заняться этим вопросом соответствующим службам, они разберутся.

— Это Николай Иванович? Обращается к вам дедушка ученицы 3-го класса школы 35. Сейчас модно прокалывать уши, подбородки. Похоже, эта мода докатилась и до нас. Как вы относитесь к данному явлению?

— Это глупость. Ребенок должен посещать школу в соответствующей форме, без цепочек на ногах и колец в носу.

— Но в нашей школе дети ходят нормально, а вот учителя! Какое право они имеют в таком виде появляться перед учениками?

— Я знаю, что у нас, к сожалению, есть такие учителя, и мне самому это неприятно.

— Здравствуйте, Николай Иванович! Хочу задать вопрос: почему учащиеся 11-х классов — победители Всеукраинского конкурса научно-исследовательских работ — при поступлении в СевНТУ должны сдавать один экзамен, причем написать его на 45 баллов, когда по всей Украине такие дети зачисляются в вузы без экзаменов?

— Правила приема определяет не управление образования. Это прерогатива вуза. Так, вуз может дать льготу медалистам, а может и не дать — все зависит от конкурса, порой даже медалистам приходится сдавать все экзамены. Как правило, дети — победители и призеры IV уровня Всеукраинских олимпиад — зачисляются в выбранный ими вуз без экзаменов и собеседования, но только в том случае, если в вузе профильная специальность соответствует предмету, по которому ребенок победил.

— Обращается к вам председатель родительского комитета школы 48 (село Широкое). У меня к вам просьба: поднимите на должный уровень авторитет учителей сельских школ. Если нет возможности помочь материально, поддержите их хотя бы морально.

— Мы не собираемся закрывать школы сел Байдарской долины. Наоборот, будем развивать школьный сельский округ, потому что обязаны давать детям прочные знания. Малокомплектные школы не в состоянии дать такое образование. Мы с большим уважением относимся к людям, которые работают в этих школах. Возможно, все-таки дадим учителям работать там сразу по нескольким специальностям и будем далее готовить специалистов по двум-трем специальностям, чтобы решить кадровый вопрос.

— Мой сын восемь лет обучался на дому. Теперь он выпускник, и его направляют в ПТУ учиться на каменщика. Но у него плохо со здоровьем. Что делать?

— Вам надо написать официальное письмо в адрес управления образования, и мы окажем вам содействие.

— Это звонит мама двоих детей, которые учатся в седьмой гимназии. В одном классе с меня требуют 100 гривен на ремонт, в другом — 75. Насколько обоснованны эти требования? (Аналогичные звонки поступали от родителей, чьи дети учатся в других школах: 26-й, 37-й и т.д.).

— Требования необоснованны. Вашу информацию мы примем к сведению.

— Вас беспокоит Аксенов Леонид Ильич с такой проблемой. Ребенок учится в пятом классе. Уже второй год вызывает тревогу преподавание русского языка, количество часов которого постоянно сокращается, а часы преподавания украинского языка, наоборот, добавляются. В итоге ребенок толком не знает ни одного языка, ни другого. Мне кажется, что параллельное изучение двух родственных языков приводит к путанице. Знаю, что это зависит не от вас, но проблема-то существует.

— Доказано, что для детей такой проблемы не существует. Нисколько не умаляя достоинства русского языка, хочу отметить, что украинский язык как государственный определен для изучения постановлением Кабмина, Конституцией Украины, приказом Министерства образования и науки. Его обязаны изучать все дети, которые проживают на территории Украины. Подумайте, каково будет вашему ребенку, когда он окончит школу? Он же не ограничится севастопольскими вузами? Да и в нашем городе украинский язык уже везде изучают, по нему сдают экзамены выпускники школ, да и при поступлении в вуз необходимо писать работы на украинском языке. Отказываясь от изучения украинского языка, вы, по сути, ставите под угрозу социальный успех, карьеру ребенка. А что касается русского языка — у нас в городе всем учреждениям рекомендовано уделять особое внимание языку, на котором ведется обучение, за счет вариативной части даются дополнительные часы на его изучение.

— И с какого класса такие возможности появляются у детей?

— Начиная с первого класса. Поэтому если у родителей есть какая-либо обеспокоенность, они могут обратиться к администрации школы, и педагогический совет решит этот вопрос. Каждый класс имеет дополнительные часы на более углубленное изучение предметов. А какие это будут предметы, решает администрация школы.

— Это Николай Иванович? Обращаюсь к вам от имени родителей школьников, которые пошли в первый класс три года назад, почти в восемь лет. Это дети, которые были хорошо подготовлены к школе, а посадили их за парты с шестилетними, которые читали от двух до пяти слов в минуту. В тех школах, где было по нескольку первых классов, учителя подошли к проблеме рационально. Они сформировали классы «сильных» и «средних» детей. Фактически «сильные» классы занимались третий год по программе четвертого класса. Могут ли эти дети перейти сразу из третьего в пятый класс? (Аналогичные вопросы задавали родители учеников гимназии 2, школы 35 и др.).

— Начиная с 2001 года, в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины «О переходе общеобразовательных учебных заведений на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения» учащиеся начальной школы обучаются по единой четырехлетней программе. Перед началом этого учебного года для всех третьих классов школ города управлением образования и науки были утверждены учебные планы, соответствующие Типовому учебному плану, утвержденному Министерством образования и науки для третьих классов четырехлетней начальной школы. Переход на интенсивную программу обучения третьеклассников в городе не предусматривался. Поэтому в настоящее время педагогическими советами школ принято решение о переводе учащихся третьих классов в четвертый класс, что соответствует действующему законодательству и уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Корр.: — Многие родители готовы отдать своих детей в школу с шестилетнего возраста, но хотели бы, чтобы их ребенок ходил в организованную на базе детского сада начальную школу. Это возможно?

— К сожалению, у нас сейчас нет свободных мест в дошкольных учреждениях, чтобы эти классы размещать. В начале у нас было порядка 30 таких классов, теперь осталось около 20-ти. В Севастополе 65% детей дошкольного возраста охвачены дошкольным воспитанием и обучением. В детские сады по разным причинам (по состоянию здоровья или есть кому присматривать за ребенком дома) не ходит лишь 35% ребят. Сейчас редко кто из молодых мам находится дома три года. Как правило, уже к годовалому возрасту они находят малышу няню или определяют его в детский сад.

— Прямая линия? Хочу обратиться к Николаю Ивановичу. Моя дочь оканчивает девятый класс, но по состоянию здоровья не сдает экзамены. Имеет ли она право поступать в медучилище? Ей сказали, что она может идти лишь в десятый класс.

— Для того, чтобы поступить в учебное заведение, вы должны иметь документ об образовании, который вам выдадут и без сдачи экзаменов, и взять медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, иначе у вас не примут документы. Если ребенок по состоянию здоровья может учиться в медучилище, ничто не мешает ему туда поступать.

— Беспокоят родители десятиклассников школы № 9 (Северная сторона). Нашим детям предложили пройти 120 часов практики. Это же сколько нужно работать ребенку в день?!

— К сожалению, таковы требования. Есть постановление Кабинета министров, приказ Министерства образования и науки, согласно которому во всех переходных классах, начиная с пятого (5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 10-й), кроме выпускных классов, дети обязательно должны отработать производственную практику.

— Николай Иванович, когда в Севастополе будет построена «президентская» школа с украинским языком обучения в районе пляжа «Омега»? Мой ребенок оканчивает начальную школу, где предметы преподаются на украинском языке, и нас обещали перевести учиться дальше в «президентскую» школу…

— Мы заканчиваем проект, изыскиваем средства. Если определимся со спонсорами, то в ближайшее время строительство будет начато. Севастополь на очереди после украинской гимназии в Симферополе (должна открыться 1 сентября) и школы в «Артеке», которые строятся под патронатом Президента. Наша школа — следующая.

— Хочу обратиться к Николаю Ивановичу с такой проблемой. Мой ребенок окончил третий класс. Годовые контрольные по математике и русскому написал плохо, и учитель предложила перейти на индивидуальное обучение. Что делать? С учителем отношения натянутые. Переведут ли ребенка в следующий класс?

— Переводить ребенка в следующий класс или на домашнее обучение — решать вам. Оставить ребенка на второй год учитель не имеет права, так как каждая оценка является переводной, в том числе и один балл. Оставить ученика на второй год могут только в том случае, если ребенок систематически пропускал занятия. Ваш ребенок имеет полное право быть переведенным в следующий класс. Учитель может рекомендовать индивидуальное обучение, но окончательное решение остается за вами.

— А что вы посоветуете?

— Я советую ребенку учиться, если состояния здоровья ему это позволяет.

— Николай Иванович, спасибо вам за участие в прямой линии. Хочу пожелать вам удачи и всего самого лучшего.

— Спасибо. И вам того же. До свидания.

Другие статьи этого номера