Галицкий акрополь

Так случилось, что с историей Роксоланы я сначала столкнулась в Стамбуле: и во дворце Топ-Капы, где она растила наследника и вела свою мудрую политику, и в построенной ее мужем Сулейменом Роскошным мечети, рядом с которой теперь находится мавзолей Роксоланы. А вот ныне, когда мне довелось побывать на родине этой удивительной девушки — в районном центре Рогатине Ивано-Франковской области, я подумала: как часто в поисках новых впечатлений и новых знаний мы стремимся за моря-океаны и лишь потом, порой случайно, посещаем исторические места своей земли. Мне посчастливилось побывать в Ивано-Франковской области благодаря Всеукраинской акции «Украина глазами редактора», которую проводит Журналистский фонд Национального союза журналистов Украины. Цель этого проекта великолепна — объединить в поездке работников средств массовой информации из всех регионов Украины для того, чтобы, с одной стороны, коллеги по цеху лучше узнавали и понимали друг друга, а с другой стороны — чтобы на страницах своих изданий они рассказали, чем живут различные регионы. Уже состоялись такие поездки на Донетчину, Львовщину, Волынь. Теперь на очереди была Ивано-Франковщина. Представьте себе: единый тираж всех изданий, из которых была сформирована группа журналистов, достигает почти одного миллиона экземпляров! Это значит, что миллион читателей на местах могут узнать об Ивано-Франковской области что-то новое и ценное для себя.

«Особенно это важно сегодня, — говорит и.о. директора Журналистского фонда Украины Людмила Ольховская, — когда некоторые политические силы пытаются расколоть Украину и противопоставить восток и запад, столкнуть жителей восточных областей и галичан».

Сама Людмила Ивановна и ее команда — это наглядный пример профессионализма и дружелюбия, которые непременно должны лежать в основе журналистской деятельности, потому что смотреть на мир нужно широко открытым взором и доносить людям объективные, а не искаженные факты. Тем более что легче увидеть соринку в чужом глазу и осудить сгоряча, чем попытаться понять иной уклад, иную судьбу, иную историю. Легко и просто нарушить стабильность в обществе, раскачать установившееся равновесие, но вряд ли мы всегда задумываемся о сокрушительных последствиях необъективно сказанного, а тем более написанного слова.

А история-то у нас общая, и корни, и традиции тоже общие. Подтверждать это в поездке приходилось постоянно, буквально с первого нашего шага по этой благодатной земле. Руководство Ивано-Франковской областной госадминистрации запланировало насыщенную и интересную программу знакомства с областью. Побывали мы в Галиче, Рогатине, Бурштине, Ворохти, Коломии, Тисменицах, Яремче.

Благословенна и прекрасна эта земля со своей первозданной природой, целебными источниками, щедрыми и трудолюбивыми людьми. Здесь, в самом центре Европы, в краю средневековых замков, крепостей и дворцов, старинных деревянных храмов, современных курортных комплексов и домашней тишины сельских жилищ мы ощутили истинное гостеприимство и пополнили свой журналистский багаж новыми знаниями и незабываемыми впечатлениями.

Севернее Ивано-Франковска находится исторический Галич, когда-то столица Галицкой земли. Он упоминается в русских летописях еще до 1140 г., но, как считают историки, вероятно, возник и того ранее. Рост города обусловливало его выгодное положение на Днестре. Начиная с Х века эти земли входили в состав Киевской Руси. Галичина была центром западной Киевской Руси. Наибольшую известность Галич приобрел в период Ярослава Осмомысла (1153-1187), который умножал международные связи Галича.

После ослабления и распада древнерусского государства здесь было образовано Галицкое княжество. В 1199 г. волынский князь Роман Мстиславович объединил галицкие и волынские земли в одном «могуществе», достигшем особого расцвета при князе Данииле Галицком. Под руководством этого мудрого правителя и талантливого военачальника галицко-волынские дружины громили немецких рыцарей, польско-венгерских феодалов, успешно противостояли полчищам Золотой Орды. Именно за то, что Даниил сдержал полчища татаро-монгольского ига и остановил их на пути в Европу, Папа Римский в 1254 г. удостоил его титула короля. Даниил поощрял строительство городов (Холм, Львов), развитие ремесел и торговли. Он был великий дипломат, знал 12 языков, разумно управлял княжеством.

У памятного знака, символизирующего славную историю Галицкой земли, участников семинара встречали девушки в национальных костюмах, преподносящие хлеб-соль. Именно на этом холме в древности воины давали клятву, идя на битву с татарами, половцами, литовцами, поляками. Приветствовал гостей «сам князь Галицкий» в костюме своего времени и доспехах. Он предложил воссоздать в памяти древнюю историю, услышать перезвоны галицких храмов и мелодии славянских песен. И как было здесь не вспомнить «Слово о полку Игореве», события давно минувших дней и ту самую верную Ярославну (Ефросинью, дочь Ярослава), которая, как оказалось, родом из Галича! Кстати, как заметил в своем рассказе директор заповедника, князья в Галиче тогда были пришлые, с Новгородщины. А вот пример из нашего времени: родственные корни нынешнего губернатора Нижнего Новгорода Михаила Прусака из Галича. Так что и впрямь — все переплетается: история давняя и дела сегодняшние.

Княжий город располагался на неприступной клиноподобной горе. Кроме такого выгодного природного расположения он был защищен могучей системой фортификационных валов (они достигали 25 м), рвов, частоколов. На территории города, возникшего в XII столетии, размещались Успенский собор, княжеский и епископский дворцы, жилища бояр, ремесленников. Здесь был сотворен неповторимый архитектурный ансамбль.

Успенский собор, главная святыня княжеского Галича, построенный в 1157 году, был свидетелем духовности, могущества и славы княжества. По размерам, богатству оформления храм не уступал современным святыням того христианского времени. Однако в результате нашествий завоевателей он был разрушен, уцелели лишь фундамент, расписные камни и отдельные фрески. Останки собора тщательно исследовались и исследуются археологами. Так, в западном приделе было выявлено захоронение Ярослава Осмомысла и неизвестной княжны.

Мы посетили Успенскую церковь, которая была построена на месте руин храма в XVI столетии, осмотрели деревянную часовню Св. Василия, побывали в музее истории древнего Галича, постояли у княжеской могилы, попили воды из княжеской криницы. Мы насладились царящими здесь тишиной и покоем и в то же время ощутили энергию тысячелетий. Казалось, что здесь до сих пор витает дух того славного времени, оживают слова галицких летописцев, евангелий, книг и песен.

Раскопки в окрестностях показали, что в древности Галич был городом ремесленников. Археологи нашли разнообразную утварь, посуду, золотые украшения, куски бронзовых сплавов, остатки гончарной печи. Галич играл роль центра древнерусской культуры. Здесь составлялись известная Галицко-Волынская летопись XII в. и другие письменные памятники. В 1241 г. Галич сильно разрушили татары и он уступил место столицы Львову.

Из рассказа экскурсовода мы узнали, что в истории древнего Галича год от года проясняются новые факты и подробности. Так, во время раскопок кургана на вершине Крильской горы в 1991-1992 гг. были найдены остатки сгоревшего челна, осколки позолоченного щита, кинжал, дротик, стрелы, секиры и другие находки, которые датированы концом Х столетия. Очевидно, это место являлось захоронением знатного воина, может быть, князя, основателя Галича. Раскопки эти очень важны. И можно даже сравнить то, что раскопал Шлиман для Трои, с тем, что Пастернак — для Галича.

А вот что оказалось любопытным и близким нам, крымчанам: в Галиче почитаема культура древних караимов. На берегу Днестра находится караимское кладбище, на котором сохранилось 50 надмогильных плит. Оказывается, караимская громада существовала в Галиче с XII столетия. По одной из версий, 100 крымских караимов получили разрешение жить в Галиче по договору от 1276 г. между Даниилом Галицким и ханом Батыем. И с тех пор здесь живут потомки тех самых караимов. Вдоль правого берега Днестра, неподалеку от центра Галича, протянулась улица Караимская.

Подробности быта предстали перед нами и на других объектах Национального заповедника «Музей архитектуры и быта Прикарпатья «Древняя Галичина». Под открытым небом здесь воссозданы в миниатюре села четырех этнографически различных регионов Ивано-Франковщины. В покутской хате, типовом сооружении XVII в., собраны утварь, одежда, предметы быта того времени. Тканое покрывало, дорожки с национальным орнаментом, изделия из металла, камня, стекла, керамики. А вот гуцульская хата XV столетия. Все из дерева, без единой железной детали. Даже замок и ключ — и те деревянные. Крошечные окна. Темно. Все рядом — жилье, хозяйство, скотина. Дом-крепость.

По словам генерального директора, научного руководителя Национально-исторического заповедника Александра Береговского, за десятилетие со дня основания заповедник сформировался в деятельную структуру, основной целью которой является изучение, восстановление, сохранение и популяризация историко-культурного наследства Галича. Под опекой заповедника ряд историко-архитектурных памятников, в том числе уникальная церковь Св.Пантелеймона, которую называют жемчужиной архитектуры XII века. В ее облике улавливается что-то общее с нашим Владимирским собором в Херсонесе. Тот же византийский стиль. Церковь подверглась серьезной реконструкции и предстала в своем первоначальном виде. А ценность ее в том, что на стенах сохранилось около пятисот различных надписей и рисунков. Это одни из самых первых граффити, которые датируются 1194 годом.

(Продолжение следует).

Другие статьи этого номера