Севастополь, выражаясь морской терминологией, делает-таки резкий крен от города военного к городу туристическому. На улицах, набережных и площадях множится количество людей, ЧП и фирм, предлагающих совершить экскурсии по городу-герою и Крыму. Лето — самая пора стричь «купоны», вернее, гривны, рубли и «зелень». Продают все, но больший доход дает то, что было и раньше, а теперь называется «турресурсы».Молодые и пожилые, под зонтиками и без, у столиков или просто со стендами, где развешаны цветные фото товара — предлагаемых для посещения мест, именуют себя туроператорами и продают экскурсии во все доступные уголки солнечного полуострова. А когда согласившиеся купить тур подтягиваются к месту отправления в заманчивое путешествие, их ожидает иногда первое… разочарование при виде того, с позволения сказать, транспорта и «водилы», которые призваны их домчать на Ай-Петри, в Форос или куда дальше на ЮБК.
Причем с началом сезона на севастопольских площадях, потеснив местных таксистов, прочно обосновались туристические автобусы из Ялты и Одессы, вызывая своим видом зависть местных перевозчиков. Они пришлым — не конкуренты, и в Ялте с Одессой севастопольских автобусов с туристами не увидишь. А почему? Потому что перевозчики города-героя специализируются в основном на «диких» туристах. Подошла группа к автобусу, работающему на городском маршруте, предложила совершить поездку, договорились о цене — и вперёд!
В большинстве своём ни хозяин, ни перевозчик, ни ГАИ и другие органы об этом ничего не знают. Как готовят эти машины к выезду, кто контролирует их техсостояние, наличие всех разрешительных документов и главное — самочувствие водителей и опыт перевозок людей на горных трассах, вот вопросы жизни и смерти тысяч туристов и экскурсантов, приезжающих на юг отдохнуть и набраться впечатлений. И некоторые набираются… на всю жизнь подсунутым им, как в торговле на рынке (без чеков и права возврата) нежелательным «экстримом». Слава Богу, если живы, здоровы после таких поездок!
Что же думают об этой ситуации специалисты, люди, призванные делом и уполномоченные законом следить, чтобы в пассажирских перевозках, в т.ч. туристов за пределами городских маршрутов, было все нормально?
Начальник управления транспорта и связи СГГА Александр КУНЦЕВИЧ:
— Концепция развития городского транспорта в Севастополе до 2015 года подразумевает создание в структуре нашего управления комплексной службы пассажироперевозок. Среди прочих задач на нее будет возложена функция единого координационного центра организации транспортно-туристического обеспечения. Но необходимо, чтобы саму Концепцию утвердили депутаты горсовета.
Речь идет о создании единого центра управления процессом (турфирмы, туроператоры-перевозчики), который бы занялся разработкой унифицированных туристско-экскурсионных схем, предусматривающих полный пакет услуг и максимум безопасности вкупе со страховкой. Центр будет распределять автобусы по маршрутам — по их типам и классам. Центр должен иметь постоянную связь с турфирмами, АТП, иметь круглосуточный диспетчерский пункт, отслеживающий движение каждого транспортного средства. Это позволит обеспечить и надлежащую безопасность экскурсантов. Потому столь желателен раздел в новой редакции закона Украины «Об автомобильном транспорте» об обеспечении перевозок в сфере туристической деятельности.
Изменение сутации к лучшему зависит и от того, как будет выстроена система изучения туристического спроса и предложения, учета и отчетности, информационного обеспечения и контроля. Сегодня на этот мониторинг средств не выделяется.
Начальник Севастопольского автотранспортного управления Александр СИНЕПАЛОВ:
— В начале туристического сезона силами нашего управления проводились проверки транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров на туристических маршрутах. В ходе инспекции были выявлены нарушения правил пассажирских перевозок и составлены административные материалы, согласно которым субъекты предпринимательской деятельности (Романенко А.И., ЧП «Туя», Хлусов А.М.) были привлечены к ответственности. С остальными перевозчиками и турфирмами была проведена разъяснительная работа по устранению выявленных нарушений. В настоящее время еженедельно проводятся рейды по контролю организации турперевозок.
Заместитель начальника Департамента ГАИ Украины полковник милиции Алексей КАЛИНСКИЙ:
— В принципе вопрос контроля перевозок туристов не к ГАИ, а к местному самоуправлению. Они должны выдавать разрешения на перевозку, лицензии. Мы эту работу не выполняем. Пока нами проводится техосмотр автобусов в установленное для всех время и согласовываются схемы движения транспортных средств автоперевозчиков.
Президент ЗАО «Страховая компания «Галактика» Владимир НЕВОСТРУЕВ:
— Сразу отмечу, что этот вид страхования по закону Украины «О туризме» является обязательным. По постановлению Кабмина Украины от 14 августа 1996 года все пассажиры на железнодорожном, морском, внутреннем водном, авто- и электротранспорте должны быть застрахованы от несчастного случая.
Вспомним хотя бы такие факты, как гибель т/х «Память «Меркурия», пожар на т/х «Гесс», падение автобуса с пассажирами в районе Алушты и многое другое. После прихода в себя от таких моментов все вспоминают о наличии (к счастью) или отсутствии (с горечью) страховки туриста или пассажира.
Но на этом пути страхования есть большие проблемы. Так, севастопольские страховщики не раз пытались принять участие в тендерах для проведения обязательного страхования пассажиров и грузов на железной дороге. Их туда попросту… не пускают! Под предлогом, что нужно, мол, уже иметь трехлетний опыт работы в этой области. Но как иметь, если нас к такой деятельности не подпускают? Мы просили отдать нам все билеты, которые продаются на поезда в Севастополе. Ведь это такой же город республиканского подчинения, как и Киев. Но у нас в этом секторе работают исключительно симферополь±кие страховые компании. А на автобусных междугородных маршрутах все «держат» киевские. Что это — монополия, недобросовестная конкуренция или коррупция?
Между тем пассажиры поездов свидетельства о страховке их в пути, которое должно прилагаться к билетам, как, например, в Беларуси, и в глаза не видят. А нужно, чтобы человек с претензиями, если они возникнут, обращался туда, где ему продали билеты: на поезд, автобус, в санаторий или на экскурсию. Он — потребитель, и его права нужно соблюдать всем сторонам.