Два локомотива развития Севастополя

На днях депутат горсовета председатель правления Торгового дома «ГЕСС и Ко» Ю.М.КРАВЦОВ был награжден знаком «Почетный работник туризма Украины» государственной туристической администрацией Украины. Так отмечен вклад Юрия Михайловича в туристическое развитие Севастополя и Украины. И потому, естественно, вопросы развития туризма стали основой нашей беседы.- Географическое и геополитическое расположение Севастополя уникально. Сам Бог велит нам развивать туристический бизнес. Как депутат горсовета, я всегда придавал большое значение программе развития туризма, развития Севастополя как туристического и рекреационного центра.

— Помнится, еще в прошлом депутатском созыве вы выступили с такой инициативой.

— Действительно, было так и с трибуны сессий горсовета, и по телевидению, и в средствах массовой информации. Но тогда, может быть, еще и время не подошло, и состав депутатского корпуса был другой, тогда вообще царила иная атмосфера. Ведь исторически наш город развивался как военно-морская база, как город военной славы. Было много разговоров о том, что нельзя город базирования двух флотов превращать в туристско-рекреационный центр. Хотя, как показала практика последних лет и, главное, как показало развитие экономики в Севастополе, такие настроения были неправомочны. И вот уже новый депутатский корпус в начале прошлого года принял программу развития Севастополя как туристско-рекреационного центра до 2010 года. Я считаю, что это одно из важнейших решений горсовета, одна из основных программ развития нашего города.

— Юрий Михайлович, по роду своей основной профессии вы капитан дальнего плавания. Как никто другой, посмотрели мир, знаете, как и за счет чего развиваются цивилизованные государства.

— Именно потому я уверен, что будущее Севастополя, с одной стороны, в развитии туризма и рекреаций, а с другой стороны, Севастополь должен быть городом, который активно развивает морской бизнес. Я считаю, что в нашем городе должно быть два локомотива — туристическая деятельность и морской бизнес. Причем оба направления тесно связаны друг с другом. Эти два локомотива могут дать и уже дают значительное ускорение экономическому развитию города. Хотя, если говорить откровенно, мы еще в полной мере не осознали, что перспектива города — это развитие портов, увеличение объемов перевалки экспортно-импортных грузов, рост судоходных компаний, судоремонтной и судостроительной отрасли. А уже все остальные сферы экономики — сельское хозяйство, виноделие, торговля, строительство, бытовое обслуживание, деревообработка и прочее — это сопутствующие отрасли, они работают на туризм и рекреацию. Все крупные морские порты мира в таком направлении и развиваются: туризм и рекреация, морской комплекс и сопутствующие отрасли местной промышленности. Вот почему, как моряк, как бизнесмен, я делаю акцент на развитии севастопольских портов. В последнее время они начали развиваться, строятся новые причалы, комплексы, начали создаваться новые стивидорные компании. Об этом говорят цифры: объемы перевалки экспортных грузов за последние 2-3 года удвоились. Но на этом останавливаться нельзя. У нас огромные перспективы по развитию рыбного порта в Камышовой бухте. Там можно строить глубоководные причалы протяженностью 1,5-2 км, площадки для создания перегрузочных комплексов. Но в плане развития севастопольских портов я хотел бы обратить внимание городской администрации и городского совета на необходимость привлечения в город импортных грузов. По моему мнению, именно на это необходимо нацелить руководителей портов, перегрузочных комплексов, стивидорных компаний. Да, экспортные грузы — это хорошо. А импортные — хорошо вдвойне, потому что они дают значительные поступления в бюджет, значительные поступления таможенных платежей. Сейчас импортные грузы идут через другие порты — Ильичевск, Одессу. Севастополь в основном работает как экспортный перегрузочный комплекс. Идут металл, удобрения, зерновые культуры с комплекса «Авлита». Для сбалансированной работы морских портов нужно, чтобы экспорт-импорт были в пропорции. Уверен, что если мы найдем решение этих вопросов и поможем руководителям портов справиться с такой задачей, то через два-три года объемы платежей, собираемых севастопольской таможней, удвоятся и утроятся и в бюджет города пойдут значительные поступления.

— Юрий Михайлович, хотя нынешний год еще не завершен, но очевидно, что в городе, как никогда, большой приток гостей. Связано это было и с важнейшими датами, которые отмечались: 2500-летие Балаклавы, 150-летие Крымской войны. Ощутим ли приток в городскую казну?

— Городской бюджет — самый главный показатель нашего состояния и развития. В последние три года наметилась положительная тенденция, которую мы должны постараться закрепить. У нас ежегодно бюджет увеличивается на 20-25 процентов. На следующий, 2005 г. мы планируем (и есть контрольные цифры), что городской бюджет будет составлять не менее 400 млн грн. Естественно, растут усилия по наполнению городской казны за счет субсидий, субвенций. И в то же время мы видим, что значительный рост городского бюджета произошел за счет активной работы наших туристических организаций. Заработали новые дома отдыха, кемпинги, бары, рестораны, мини-гостиницы и т.д. Вот почему я уверен: приняв программу развития туризма, мы дали отрасли значительный толчок развития. Более того, мы дали толчок выделением горсоветом земли частным предпринимателям.

— Юрий Михайлович, а раздача земли: хорошо это или плохо? В адрес горсовета немало нареканий на то, что горсовет только и делает, что занимается земельными вопросами, что земля разбазаривается.

— Вы думаете, лучше было бы, чтобы земля пустовала? Чтобы побережье, как прежде, было занято военными объектами? Да, в адрес депутатов идут нарекания, раздаются обвинения. Но это не есть разбазаривание земли. Напротив, сейчас появилась возможность жителям города, крупным и малым предпринимателям взять землю в аренду, получить кредит в банке, заняться благоустройством, построить мини-гостиницы, кемпинги, отели, бары. У севастопольцев появилась реальная возможность активно включиться в туристический бизнес, ведь все эти объекты в основном работают на туризм. И мы видим, что произошел всплеск развития туристических объектов. А если еще мы к этой программе примем программу «Дороги», создадим местную милицию, экологическую милицию, воплотим в жизнь программу санитарной очистки города, то развитие пойдет по цивилизованному пути. И тогда у нас появится возможность не сезонно, не три-четыре месяца в году принимать туристов, а круглогодично, потому что каждый сезон может быть насыщен своей программой. Это было бы 100-процентным попаданием «в яблочко».

— В это вносят вклад и ваши предприятия?

— Мы закончили строительство объекта на Приморском бульваре, завершаем отделочные работы и вводим аквариум в строй. Севастопольский аквариум привлекает большой приток посетителей. В этом году мы переставили в наш порт пассажирский теплоход «Севастополь-1» и у нас 100-процентная наполняемость туристами. Мы планируем, что за год перевезем по линии Севастополь — Стамбул — Севастополь девять тысяч пассажиров. Большинство из них — туристы из ближнего и дальнего зарубежья. Мы наметили дальнейшую стратегию развития судоходной компании «Торговый дом «ГЕСС и Ко», в этом году закупили два грузовых теплохода «Река — море», которые работают на грузовых перевозках, и на будущий год планируем закупку еще двух новых судов. И если экспортно-импортные перевозки будут развиваться положительно, если не будет значительных изменений в экономической, политической жизни нашего государства, то, думаю, в будущем году и у нашего предприятия, и у других, которые занимаются туристско-рекреационной деятельностью, будут значительные экономические успехи. И, естественно, будут они у города Севастополя.

— Юрий Михайлович, вы были и остаетесь оптимистом. А оптимизм, как известно, — одна из составляющих удачи. Успехов вам во всех ваших делах!

Другие статьи этого номера