Сколько времени в сутки родители тратят на общение с ребенком? Не на проверку домашних заданий или разнос по поводу двоек, а на тихий разговор по душам? Психологи подсчитали: в лучшем случае мамы уделяют своим детям 17 минут в день. Хуже с отцами. Редкий из них не исчерпывает свой «педагогический дар» на пятой минуте встречи. Об этой проблеме рассуждает психоаналитик Татьяна Гаврилова. (Интервью опубликовано в «Российской газете» N 48(488). Печатается в сокращении).Когда на родительском собрании появилось неизвестное никому прежде существо мужского пола, наш спетый и проверенный на крепость духа и тела в походах и ночных дежурствах женский коллектив оживился. Как-никак, а мужчина в классе — это сейчас большая редкость. Стали гадать, чей папаша решил поставить своим появлением точку в школьной общественной жизни? Оказалось, что ничей. То есть, отпрыск у него, конечно, есть, но учится в другом классе. А родитель его точно не помнит, в «А» или «Б»…
— Многие искренне уверены, что не отцовское это дело — воспитывать детей, в том числе и участвовать в их школьной жизни.
— Источник этого заблуждения определить сложно. Как говаривал Козьма Прутков, неизвестно, где начало того конца, которым оканчивается его начало. Иногда женщина вынуждена заниматься школьными проблемами своего ребенка, потому что отец к ним равнодушен. В свою очередь мужчина ведет себя так, потому что есть женщины, которым хочется целиком владеть ребенком.
— Есть ли связь между тем, кто в семье занимается ребенком, и тем, как он учится?
— Для развития интеллекта ребенка нужно, чтобы в его окружении были и мужчины, и женщины. Как влияет отсутствие «женского ума», мы не знаем, потому что детей, выросших исключительно в мужской компании, очень мало. Но есть данные американских исследователей, которые показывают: когда в семье есть отец, дети лучше учатся по математике. Это связано со спецификой мужского мышления: у них более развиты способности к пространственной ориентации, они склонны раскладывать все по полочкам. Девочки, воспитанные без отца, всю жизнь страдают «страхом математики»: с трудом считают сдачу в магазине, ничего не соображают в геометрии.
С другой стороны, когда на школе зациклена только мать, это обычно заканчивается грандиозными скандалами. Ну представьте: ребенок возвращается домой, а тут уставшая после работы мамаша с указкой в роли второй учительницы опять загоняет его за парту. Вы не представляете, до какой степени враждебности могут доходить родные люди на почве школьных дел. А отец только критикует жену за ее педагогические провалы.
— Есть довольно распространенное мнение, что воспитывать специально никого не нужно.
— К сожалению, все не так просто. Само собой ничего не случается. Можно, конечно, гордиться успехами отца. Но когда он постоянно обретается вне домашних стен, по нему голодают, скучают и, что особенно важно, на него злятся. Постоянная фрустрация приводит порой к очень тяжким психологическим последствиям. К примеру, к домашнему воровству. Безразличие отца стало причиной того, что 14-летний молодой человек при интеллигентной милой маме чуть не стал настоящим криминальным вором. Он вскрыл комнату деда, продал иконы и купил себе мотоцикл.
И еще. Каждый мужчина по-своему понимает свою мужскую роль в семье. Если папаша не воспринимает себя воспитателем, он не следит за своим поведением дома: шпыняет жену, игнорирует ребенка и его школьные дела. В такой семье извращена и позиция матери. Она берет на себя мужские функции: воспитание дисциплины, самоконтроля, воли. Как она это делает? Чаще всего насилием, то есть по образцу мужского начала в женщине. Так вырастают женственные, крикливые и инфантильные мужчины, которые боятся отношений с женщинами, а если женятся, то обычно бывают подкаблучниками. Мальчики, воспитанные по женскому типу, иногда предпочитают однополые отношения.
— А что случается с девочками, лишенными внимания отца?
— Матери, если она одинока, не всегда удается воспитать женственную женщину, которой нравится быть при мужчине и которая умеет слушать. Так, как умела это делать Наташа Ростова. Помните у Толстого: она слушала его так, что ему хотелось быть еще лучше и умнее, чем он есть.
— Откуда все-таки берутся отцы, которым интересно воспитывать ребенка?
— Не надо много ума, чтобы сказать — из собственной семьи. Но процесс этот загадочный, и ученые пока точно не знают, по каким механизмам происходит передача модели поведения. Часто брошенные отцами сыновья становятся замечательными родителями. Но в жизни случается и по-другому. Мужчина-сирота стремится быть не заботливым отцом своему ребенку, а капризным сыном своей жене.
— Что делать с лишенными родительского инстинкта мужчинами?
— Общих рецептов, конечно, нет. Однако есть тенденции. Рождение ребенка — это общее, а не женское дело. Необязательно отцу присутствовать при родах. Но с первого дня жизни ребенка он должен быть рядом. Задача жены — помочь ему понять, что воспитание — дело увлекательное. А матерям-одиночкам, которые хотят воспитать нормального мужчину, совет: старайтесь внушить сыну, что его папа был очень хорошим.