— спросили мы севастопольского школьного психолога Елену Борисовну ШИХМАТОВУ.- Во-первых, не все одинаково быстро и прочно усваивают один и тот же учебный материал. Во-вторых, на уроке не хватает времени, чтобы выполнить все необходимые упражнения или выработать определенное умение. В-третьих, на уроке идет работа вместе с учителем, а дома — самостоятельно.
Чтобы эффективнее выполнять домашние задания, проведите над собой эксперимент. Заметьте, сколько времени вы тратите на домашние задания каждый день. При этом постарайтесь записать чистое время, затраченное на работу, и сколько времени ушло на отвлечения. Запишите эти данные в виде дроби: числитель — продуктивно потраченное время, знаменатель — время, потраченное на отвлечения. Эти данные записывайте в течение недели. Отметьте, сколько домашних заданий было недоделано каждый день. Проанализируйте нерациональные траты времени. Может оказаться, что свое время вы тратите не лучшим образом…
Поэтому первый совет: стремитесь тратить время эффективно — если уж выполняете домашнее задание, то выполняйте его внимательно, хорошо, качественно. Приступив к работе, не позволяйте себе от нее отвлекаться: «… бывает время растяжимо, оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его».
Второй совет: развивайте «чувство времени». Прежде чем выполнять домашнее задание, представьте, сколько времени оно у вас займет. Поставьте часы перед собой. Старайтесь выполнить задание за намеченный период, не допуская лишней траты времени.
В-третьих: прежде чем выполнять домашние задания, следует задуматься: зачем это надо? Для оценки, чтобы избежать наказаний, или для того, чтобы в жизни пользоваться этими знаниями? В зависимости от поставленной цели меняется и характер выполнения домашней работы.
Старайтесь сделать выполнение домашнего задания интересным для себя — скучная работа никому не нравится. Сначала подготовьтесь к работе, достаньте все необходимое и только потом включайтесь.
Важен порядок выполнения дел. Порядок выполнения домашних заданий может быть таким: после того как пообедали, отдохните полчаса. Затем принимайтесь за письменные работы. Но письменные работы лучше чередовать с устными уроками.
Помните, что основа запоминания — понимание. Это должно быть целью работы над устным материалом. После того как материал стал понятным, его нужно систематизировать. Для этого повторяйте вслух, пишите план ответа или схему.
Обращайте внимание на вопросы к тексту. Обязательно выполняйте их. Ответы на вопросы позволяют осваивать материал творчески, а не чувствовать себя роботом. Проверяйте домашние задания: и письменные, и устные — многие ошибки школьников в домашних заданиях остаются из-за того, что работа после выполнения не была проверена или была проверена формально.
Главная беда домашних заданий — нужно сделать срочно, назавтра (иногда и в большом объеме). Наверняка это большое задание было когда-то «несрочным», его можно было делать постепенно, частями. Здесь один верный выход из ситуации: не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня!