Разработан генплан города до 2025 года

Говорят, будто в Древней Греции архитектор для получения от верховного правителя разрешения на реализацию своего творческого замысла воспроизводил внешний облик будущего сооружения палочкой на песке и доказывал целесообразность строительства. Со временем проекты стали наносить на бумагу. Когда архитектура сформировалась как отдельная область знания и науки, начали разрабатывать планы застройки, которые называли генеральными.По сложившейся в мире традиции они разрабатываются на двадцать лет, то есть на время, в течение которого в определенной мере меняются эталоны проектирования, появляются более высокие потребности человека в формировании среды обитания, новые инженерные решения, строительные конструкции и материалы. Последний генплан Севастополя, признанный

Совмином Украины образцовым, был разработан в 1983 году. Не все из задуманного удалось претворить в жизнь. Реализации генплана, которая никогда не бывает полной, воспрепятствовали глобальные социально-политические процессы: развал Советского Союза, системный кризис экономики Украины. И все же удалось выдержать градостроительную стратегию, продиктованную статусом Севастополя как военно-морской базы.

Полтора года назад в институте «Крымниопроект» началась разработка нового генерального плана, рассчитанного до 2025 года. К этой объемной и многосложной работе были привлечены архитекторы, инженеры, экономисты, экологи, юристы, геологи, транспортники, проектные и научно-исследовательские институты. По сведениям главных архитекторов генплана Георгия Григорьянца, Валерия Мухина и главного инженера генплана Вероники Назаренко, основной объем этой работы выполнен.

Идеологией нового генплана являются последовательное и пропорциональное развитие Севастополя как экополиса, рациональное использование наших земельных, природно-климатических и рекреационных ресурсов с учетом новых правил застройки города. Эти правила предусматривают разделение территории города на пять типов зон: центральную и вторичную, жилую, коммерческо-деловую, коммунально-складскую и рекреационную. Существенным моментом генплана являются развитие и реконструкция дорожно-транспортной сети города, которая по своему характеру является радиально-кольцевой. С целью транспортной разгрузки центра планируется строительство нескольких широтных магистралей. Одна из них свяжет через пятый километр Балаклавского шоссе Камышовскую объездную дорогу с улицей Генерала Мельника. Еще одна магистраль должна быть проложена от улицы Вакуленчука через улицу Руднева, проспект Генерала Острякова, балку Сарандинаки, Лабораторное шоссе, Килен-балку с выходом на улицу Генерала Жидилова. Для связи Северной стороны с центром города предусмотрен понтонный мост на дамбе, отделяющей бухту от внешнего рейда. Еще один мост планируется построить в районе ТЭЦ. В районе восьмого километра Балаклавского шоссе будет сооружен мощный транспортный терминал с автомобильным и железнодорожным вокзалами и подъездными путями. Это также уменьшит транспортную нагрузку на центр города.

Сооружение радиальных магистралей будет не только достаточно затратным делом, но и сопряжено с препятствиями юридического характера, поскольку на пути этих магистралей есть возведенные объекты и земельные участки, выделенные юридическим и физическим лицам. Изучая схему генплана города, нельзя не обратить внимания на то, что его микрорайоны находятся на большом удалении от центра. Это привело к образованию еще не урбанизированной, то есть недавно освоенной территории, пустырей. В ближайшие годы их застроят жилыми домами и объектами общественного назначения. Дачи садовых товариществ, по расчетам разработчиков генплана, постепенно будут преобразовываться в жилую усадебную застройку. Этот процесс уже начался и активно идет в прибрежной зоне. Сейчас в городе на одного человека приходится 19 квадратных метров общей жилой площади. К 2025 году этот показатель возрастет до 27 квадратных метров.

На формирование объектов социальной сферы существенное воздействие окажет прогнозируемое увеличение притока в город отдыхающих и туристов. В курортный сезон он будет держаться на уровне 200 тысяч человек.

Сейчас идет общественное обсуждение генерального плана, которое продлится около месяца. После корректировки документа, регламентирующего развитие Севастополя на два десятилетия, генплан будет рассмотрен на расширенном градостроительном совете, на коллегии Госстроя Украины и на сессии горсовета, которая должна его утвердить.

Глас народа

Каким бы вы хотели видеть Севастополь через 20 лет?

Александр ПАВЛОВ, военнослужащий:

— Я хотел бы видеть Севастополь красивым городом международного туризма. Мне бы очень хотелось, чтобы горожанам и гостям города были возвращены прибрежные территории, такие как прогулочная набережная, места выставок и прочее. К сожалению, эти прибрежные территории или бездумно, или с определенными целями были переданы под фешенебельные особняки состоятельных людей или под убогие дачные постройки в целях популизма. Мне бы хотелось, чтобы нашим потомкам мы оставили красивый жизнерадостный город с неповторимым морским фасадом.

Эвелина ГЕРИНА, менеджер:

— Я бы хотела, чтобы все-таки достроили мемориал защитников Севастополя на мысе Хрустальном. А вокруг памятника огромный пустырь был бы засажен деревьями, чтобы на месте выжженной травы вырос тенистый парк.

Александр ПРИМАЛЕНЫЙ, автор раздела «Формирование Севастополя как эколописа» в генплане:

— Хотелось бы видеть, как воплощается система планирования и контроля развития города по годам. К сожалению, этого нет. Для этого нужно Кабмину Украины разработать и внедрить такие методики для своих территориальных учреждений в г.Севастополе. Тогда городом будут управлять не в пожарном режиме, а в плановом — на основании современных информационных технологий, которые разработаны научно-техническим советом по информатизации органов местного самоуправления. Считаю, что управленческое благополучие руководителей зависит не от количества компьютеров, а от качества обрабатываемой в них информации в целях поддержки генерального плана.

Николай ШИК, педагог:

— Похожим на тот, что я видел 10-20 лет назад. Чтобы город был белокаменным, чистым, по-морскому строгим, решенным в едином стиле. После войны это был единственный город на земле, который был выдержан в едином стиле.

Марина СОЛОВЬЯНЕНКО, инженер:

— Город наш у моря. Поэтому он должен быть реально приближен к морю. Помню, в 50-60-е годы город застраивался у моря. Развивался район Стрелецкой бухты до бухты Омеги, потом заложили парк Победы… В таком бы духе и развиваться дальше. Так нет. Сейчас у кромки воды сплошь какие-то воинские части или ведомственные территории, или заповедник, куда только за плату можно пройти. Словом, живем у моря, но подойти к воде не можем. Так не должно быть.

Другие статьи этого номера