Муниципальный заем — реальное решение коммунальных проблем города?

Под таким заголовком 13 июля в «Славе Севастополя» было опубликовано интервью с главным специалистом управления инвестиционной политики Т.Мельниковой. Оно не оставило равнодушным специалистов в этой области. Среди них — автор предлагаемой ниже статьи на тему о муниципальном займе.
Желание людей занять деньги и сделать на этом свой бизнес вполне естественно. Маневрирование средствами является суровой необходимостью любого дела — будь то обычная торговля овощами на рынке или конвейер крупного автозавода. Займы в циклических видах производства (таких как сельское хозяйство, рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая промышленности и др.) — это не только нормально, это жестокая необходимость для выживания, а без займов эти да и все другие виды производств не способны не только развиваться, но и вообще существовать. Таковы реалии жизни. С этим надо смириться и уметь находить деньги. Сейчас даже появился такой вид бизнеса: фанд-райзинг — область человеческой деятельности, предназначенная для поиска денег.

Найти кредитора и занять деньги — это только часть дела. На полученные деньги надо суметь сделать запланированное действие, получить прибыль, достаточную для возврата долга, обслуживания процентов, да и себе от этого хотелось бы что-нибудь оставить. В такой ситуации все довольны: кредитор вернул свои деньги и заработал проценты, заемщик создал собственное дело и имеет прибыль, окружающие получили новый товар или услугу.

К великому сожалению, такое счастливое развитие событий бывает не всегда. Для того чтобы операция «заем — возврат» прошла успешно, необходимо соблюдение ряда условий. Кредитор должен быть не очень жадным и назначить объективный годовой процент за кредит. (Современные банки разоряют заемщиков, — конечно с помощью НБУ, — скрывая от заемщиков реальную эффективную ставку кредита. Но это тема отдельной статьи. Заметим, что ставка рефинансирования в ЦБ Японии составляет 0,5% годовых.) Заемщик обязан до получения кредита сделать точный расчет (прогноз) по срокам и по эффективности будущих вложений, правильно оценить свои возможности, учесть риски и подстраховать себя и кредитора на случай неблагоприятного развития событий. Хорошо бы двигаться одновременно в нескольких направлениях бизнеса, но кто даст так много средств тут и на один вид деятельности очень трудно порой договориться с кредитором.

Теперь, когда обрисован взгляд на кредит и заемщика, постараемся разобраться с желанием города выпустить и продать населению муниципальные облигации. На наш взгляд, такое намерение городской администрации похвально, но…

Разберем первый вопрос. Для чего именно администрации Севастополя понадобились средства? Ответ прозвучал: наладим в городе отопление, население будет обеспечено теплом, а когда город получит плату за это тепло и произойдут другие поступления в бюджет, то администрация сможет рассчитаться с кредиторами. Маленькая, но очень противная проблема состоит в том, что у администрации города (и не только у нее) нет расчета тарифов, никто не знает себестоимости подачи одного киловатта тепла в квартиру или дом. Никто не считает потери, затраты на текущее обслуживание, текущий и капитальный ремонт сетей, стоимость запасных частей и другое. Никто не предпринимает мер по борьбе с потерями. А зачем? Риторический вопрос. Жилищно-коммунальный комплекс традиционно убыточен. Денег катастрофически не хватает, и бюджет непрерывно подпитывает убыточные конторы. Зачем? Почему? Где расчеты? Вопросы без ответов. Реформирование рэпов ничего не даст, пока не будет рассчитана и понята задача. Если граждане города отдадут свои деньги в долг администрации, а та не будет иметь перед глазами бизнес-плана, реального технико-экономического обоснования, то нас ожидает плачевное будущее — «хотели как лучше, а сделали как всегда». Кредиторы своих денег не увидят. Если бы у СГГА был реальный научно-обоснованный расчет вложения средств в жилищно-коммунальное хозяйство, то потенциальные кредиторы толпились бы в очереди.

И как мажорная нота воспринимается предложение пригласить управляющую компанию с громким иностранным именем. Во-первых: услуги зарубежных компаний стоят так дорого, что никаких заработков не хватит их покрыть. Во-вторых, у нас имеются вполне серьезные управляющие компаниями, отлично зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких лет. И в-третьих: если все подсчитано и спрогнозировано заемщиком (читай администрацией), то зачем нужна управляющая компания? Ведь это приведет к дополнительным затратам.

Что делать с излишне поступающими от размещения облигаций средствами? Город имеет сотню направлений, которые требуют средств и которые откладываются «на потом» из года в год. Но хочется сделать одно немаловажное замечание. Если администрация полученными средствами будет просто затыкать текущие дыры, то граждане опять же не получат своих денег назад. Если часть средств не будет вложена в структурные преобразования, в инновационные проекты, то результат займа нулевой.

В статье Т.Мельниковой приводятся рассуждения об инфляции, малой процентной ставке по облигациям и удорожании с годами стоимости строительства. Можно рассказывать инвесторам все что угодно, но деньги вкладывают туда, где выгодней, если есть выбор, а товар выбирают лучший. Если можно средства положить на депозит под 16% годовых с ежемесячной капитализацией в надежный банк, то облигации под 12% годовых никто покупать не будет. Запорожье размещает свои облигации с купоном 15,35%, и такая стоимость конкурентна на рынке, например для формирования инвестиционного портфеля. Патриотические призывы не помогут в размещении муниципальных облигаций. Деньги переливаются туда, где выгодней, и лозунги тут бездейственны. Из статистических данных известна сумма депозитов населения Севастополя, она составляет свыше миллиарда гривен, а сумма выданных кредитов — всего 700 миллионов гривен. Надо заставить, именно заставить экономическими стимулами, вкладывать деньги не в банки, чьи головные офисы расположены не в Севастополе и средства, вложенные на депозиты в эти банки, почти не работают на Севастополь, а в муниципальные облигации, которые предназначены для развития городской инфраструктуры. То есть средства, вложенные в облигации Севастополя, дают вкладчику-севастопольцу двойной эффект — проценты на кровные вложенные деньги и улучшение условий жизни. Это мне и хотелось объяснить населению. Но это еще не все. Администрация должна четко заявить свою позицию по прошлым, неудачным выпускам муниципальных облигаций. На наш взгляд, выпуск может быть успешно размещен, если его покупателям будет гарантировано постепенное погашение старых, непогашенных выпусков. Ведь должна же быть преемственность ответственности за сделанные долги и ошибки. У нас, как правило, открещиваются от прежних долгов и начинают руководить с чистого листа. Но ведь население осталось тем же, и по долгам кто-то должен иметь мужество расплатиться. Пусть не в один день, пусть не всю сумму, но сделать это надо обязательно. И тогда придет доверие, и тогда население будет приходить на помощь своей администрации с радостью, что тоже немаловажно. Гражданин сможет гордиться своей помощью родной администрации. А это уже идеология, на наш взгляд, давно необходимая в нашей расхлестанной жизни.

И последнее. Облигации должны быть низко номинальными. Они должны иметь возможность непрерывно обращаться на рынке. Кто-то должен взять на себя ответственность их ежедневной котировки. Необходимо сделать так, чтобы этими облигациями можно было расплачиваться в любой момент за ту услугу, для улучшения которой они были выпущены, например за тепло. Пунктов продажи и покупки облигаций должно быть много по всему городу. Хорошо было бы сделать поквартальные розыгрыши призов по номерам облигаций.

Хочется верить, что СГГА подойдет взвешенно и ответственно к такому сложному и нужному механизму. И создаст столь надежный механизм заимствования, что население с нетерпением будет ждать новых выпусков муниципальных облигаций. И заживет богаче и веселее.

Другие статьи этого номера