Рассматриваемый закон является очередным этапом в реформировании отечественного жилищно-коммунального хозяйства, а точнее — правовой сферы, регулирующей основы организационных, хозяйственных отношений между исполнителями и потребителями, а также права и обязанности сторон на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Устанавливается, что жилищно-коммунальные услуги — это результат хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение условий проживания в соответствии с нормами, стандартами, порядками и правилами.
Как сообщает в редакцию начальник УЖХ Г.Плотников, законом предусмотрено, что взаимоотношения между сторонами на рынке жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных началах. В условия договора включены: исчерпывающий перечень услуг, тарифы и их составные на каждую из этих услуг, общая стоимость, права и обязанности сторон и др.
Революционной особенностью рассматриваемого закона является применение конкурсного порядка определения предприятия по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Обязательность конкурса устанавливается для предприятий жилищного фонда государственной и коммунальной форм собственности. Как правило, организатором конкурса является собственник (территориальная громада города) или уполномоченное им лицо. Договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме заключается между собственником квартиры или квартиросъемщиком и балансодержателем. В случае если балансодержатель не является исполнителем, он заключает договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг с другими предприятиями.
Порядок подготовки и проведения конкурсов, типовые договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг утверждает Кабинет министров Украины.
Понятно, что этот закон регламентирует важные стороны жизни любого гражданина — тарифы на коммунальные услуги, какие именно услуги и так далее. Он ставит участников в рамки правовых отношений на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг.
В чем это выражается? Как сообщили в УЖХ, прежде всего в том, что жильцы конкретно получают письменный договор, в котором четко прописывается, какие услуги, их количество и качество. Важно, что все это фиксируется на бумаге. В том числе указан порядок рассмотрения разногласий. С одной стороны, такой договор типовой, но с другой — возможен компромисс. И такой момент. В случае, если какие-то услуги предоставляются или, наоборот, они отсутствуют как таковые, это также находит отражение в документе.
Законом предусмотрена возможность расторжения данного договора. Откровенно говоря, как это будет на практике, трудно прогнозировать. Но юридическая сторона отмечает, что с согласия сторон, то бишь населения и предприятий жилищно-коммунальной сферы, данный договор может быть расторгнут, чего не было раньше, причем на законном основании.
Не исключено, что уже в ближайшее время будет проведена приватизация жилищно-коммунальных предприятий. В таком случае наверняка новые хозяева возьмутся, скажем, за взимание долгов и примут меры по недопущению их в дальнейшем. Тем паче что у них в руках окажется такой действенный инструмент, как договор, где указаны меры воздействия на нерадивых. В то же время и население, по опыту зная, кто как работает, сможет выбрать себе обслуживающее предприятие по душе. Тут будет запущен такой механизм, как конкуренция.
Вернемся к рассматриваемому вопросу применительно к нынешнему положению. К примеру, в документе отмечены условия доступа в квартиры. Этот момент наверняка заинтересует соседей, страдающих от многочисленных затоплений своей квартиры в аварийных ситуациях. В целом сей вопрос актуален для Севастополя, где собственниками квартир подчас являются жители иных городов. Имеется в виду порядок доступа в квартиру в случае, если там произошла авария, а собственник не предоставляет доступа или отсутствует. Впервые прописана в документе сама процедура вопроса.
Что касается закона «О жилищно-коммунальных услугах», то, скорее, это стратегическая политика в сфере жилищно-коммунальных услуг, когда наниматель и собственник жилья являются участниками рыночных отношений. Законом прописано его стратегическое направление реализации и развития прав и обязанностей жителей многоквартирных домов.
Вместе с тем ясно, что не может быть в сфере жилищно-коммунальных услуг в общем поле гражданского законодательства чего-то кординально нового. Потому что Гражданский кодекс предусматривает, к примеру, возмещение ущерба либо подтверждение этого права, если одна из сторон отклоняется от выполнения своих обязанностей. В данном случае, если коснуться вопроса жилищно-коммунальных услуг, это в принципе и есть права наших граждан. Остается применять их на практике. Тем паче что примеров невыполнения обязательств со стороны жилищно-коммунальных предприятий более чем достаточно.
Татьяна САННИКОВА.
Вы верите в силу договора?
Людмила ХАМИНА, председатель Ленинского совета ветеранов:
— Я считаю, что каждый договор должен быть исполним по всем пунктам. Его заключают две стороны. Не только население как потребитель услуг, но и предприятия, которые их предоставляют. Но, к сожалению, мы на сегодняшний день не уверены, что будем обеспечены теплом, горячей водой. А ведь это больной вопрос для севастопольцев в осенне-зимний период. Я вспоминаю, как в Харькове в прошлом году отсутствие горячей воды только в течение месяца вывело людей на пикетирование органов власти. Что касается договора, то он должен определять все «от и до», тогда люди ему поверят.
Михаил Семенович, офицер запаса:
— Хотелось бы, чтобы этим договором можно было предусмотреть порядок платы за коммунальные услуги. Мне не нравится, что приходится оплачивать несколько квитанций. Причем их приносят в разные дни. Если бы была одна книжка, как в прежние времена, это очень упростило бы процедуру оплаты.
Алевтина, бухгалтер:
— Десять лет живу в квартире. Ремонт делали сами. Сами исправляли текущие краны, поменяли входную дверь и так далее. Ни в какой рэп никогда не обращалась. Обивать пороги в качестве просителя просто некогда. Поэтому даже не представляю, что договор станет волшебной палочкой: не успел позвонить в рэп или «Севтеплоэнерго», как они примчатся на всех парусах и решат все наши проблемы.
Олег Сергеевич, житель проспекта Генерала Острякова, дом N 155-а:
— Я вообще-то пессимист. Потому что нынешние рэпы не в состоянии выполнять даже треть необходимых услуг. Это связано с тем, что штатная численность работников рэпов сократилась на 40-60 процентов за последние годы. И прежде всего за счет таких категорий, как слесари, слесари-сантехники, специалисты по кровле. Такая же беда в Нахимовском районе, где я работаю. Практически от трех бригад специалистов осталась одна и та неполная, и такая картина везде. О какой силе договора можно говорить?
Александр, инженер-строитель:
— Что касается договора, то благодаря ему создаются условия для повышения цен. Не подпишешь договор — завалишься мусором и так далее. Хотят сделать ультиматум. Тогда и тарифы легко повысить. Все направлено на это. Пусть бы оглянулись на 15-20 лет назад, не было проблем в этой сфере. А сейчас постоянно то газа нет, то мусор не вывозят…
Л. СУРЖИКОВА, пенсионерка:
— Я за договор, который предусматривает неукоснительность выполнения работ жилищно-коммунальных предприятий. И обязательный контроль должен быть предусмотрен. Возможно, договор поможет решить эту проблему. Хочется надеяться, что он защитит потребителя услуг. И мы не будем чувствовать себя бесправными просителями.