Как победить монополиста

Директор государственного предприятия «Севастопольстандартметрология» Олег КОННИК анализирует жалобы к ОАО «Энергопоставляющая компания «Севастопольэнерго».В последнее время в средства массовой информации города поступает много жалоб на ОАО "ЭК "Севастопольэнерго". Поступают жалобы и в управление по делам защиты прав потребителей, и в ГП "Севастопольстандартметрология". Основная их часть приходится на нарушения прав потребителя, связанные с расчетом за потребленную электроэнергию по показаниям электрического счетчика.

Попытаемся проанализировать сложившуюся проблему.

Согласно правилам пользования электрической энергией, утвержденным постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ) N 28 от 31.07.96 г. (далее — правила), в обязанности ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" входят плановая поверка, ремонт и замена приборов учета электрической энергии. В ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" сложилась практика, что каждый снятый счетчик направляется на экспертизу. Экспертиза проводится в соответствии с положением "О проведении экспертизы приборов учета электрической энергии у бытовых потребителей", утвержденным приказом Министерства топлива и энергетики N 322 от 21.06.2003 г. (далее — положение). Экспертизу проводят два специалиста ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" и специалист ГП "Севастопольстандартметрология". Процедура заключается в том, что электросчетчики разбирают, осматривают состояние счетного механизма, проверяют целостность пломб, делают заключение о пригодности прибора. По результатам экспертизы составляется акт установленного образца. Расходы за проведенную работу осуществляются за счет ОАО "ЭК "Севастопольэнерго".

В течение 2005 года на экспертизу стало поступать много электросчетчиков с истекшим сроком поверки. Однако, согласно разъяснениям НКРЭ, опубликованным в информационном бюллетене N 4 за 2004 год: "За своевременное проведение поверки приборов учета отвечает энергопоставщик, а в случае нарушения срока поверки приборов учета, назначенного государственной метрологической службой, прибор учета не может использоваться для осуществления коммерческих расчетов и, как следствие этого, проведенная экспертиза не будет иметь никаких правовых последствий".

Казалось бы, зачем делать эту работу?

Оказывается, эти акты экспертизы ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" использует для получения с несведущего потребителя недоплаты за потребленную электроэнергию в период эксплуатации непригодного счетчика.

Приведем примеры на основе жалоб, поступивших в ГП "Севастопольстандартметрология":

Абонент П. обратился в прокуратуру города Севастополя с жалобой на то, что инспекторы абонентского отдела ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" в I квартале 2005 года сняли счетчик и провели экспертизу. В акте экспертизы отметили, что "верхняя обвязка электросчетчика не соответствует Госстандарту" (цитата из акта). Счетчик был поверен в 1985 году, то есть со дня поверки прошло 20 лет (межповерочный интервал для электросчетчиков составляет 8 лет). Абоненту начислили к оплате сумму в 1187 гривен 78 копеек. Прокуратура направила жалобу в ГП "Севастопольстандартметрология" для рассмотрения.

Заключение ГП "Севастопольстандартметрология" следующее: "ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" не имело права в течение 12 лет со дня окончания сроков поверки производить расчеты с абонентом по показаниям неповеренного счетчика. Кроме этого, нормативные документы на поверку электросчетчиков никаких требований к "обвязке" не предъявляют. Таким образом, претензии поставщика электрической энергии к абоненту неправомочны".

Другой пример. В общежитии, принадлежащем предприятию КП "Море", 18 августа 2005 года снят на экспертизу трехфазный счетчик электрической энергии с истекшим сроком поверки. Срок поверки электросчетчика истек в 2003 году. Экспертиза подтвердила, что срок поверки счетчика истек, и отметила в акте: "оттиск госклейма на пломбе нечеткий". На основании вывода акта экспертизы предприятию выставлен счет на 3482 гривны 51 копейку. Что опять является неправомочным, согласно уже указанному разъяснению НКРЭ.

Гражданка Т. неоднократно обращалась в ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" с просьбой привести в порядок электросчетчики, установленные в распределительном щите на лестничной площадке. По ее заявлению, все счетчики на ее площадке без пломб и даже без клемных крышек и не меняли их в течение двадцати лет. Реакции на ее обращения не последовало от ОАО "ЭК "Севастопольэнерго", поэтому она обратилась в ГП "Севастопольстандартметрология" с просьбой оказать воздействие на поставщика электрической энергии.

А ведь инспекторы ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" приходят, снимают показания с таких приборов, передают их в абонентский отдел для начисления оплаты, зная, что показания счетчиков, не прошедших поверку, не могут использоваться для расчетов. А их используют! Остается предполагать, что эти счетчики тоже ждут своего часа, когда их снимут и отправят на экспертизу и по результатам экспертизы предъявят потребителю не штраф (на что не имеют права!), а счет — за непонятно откуда взявшуюся недоплату поставщику электроэнергии. А то еще бывает круче. ОАО "ЭК "Севастопольэнерго", не разобравшись, отключает потребителю электроэнергию.

А как же обстоят дела в ОАО "ЭК "Севастопольэнерго"? Необходимо отметить, что инспекторы отдела государственного метрологического надзора ГП "Севастопольстандартметрология" осуществляют периодический контроль за выполнением измерений при учете электрической энергии в этой организации. И постоянно отмечают, что состояние средств измерительной техники, применяемых при учете электрической энергии, неудовлетворительное. Например, в последнем акте проверки отмечено, что из числа проверенных приборов 41% непригоден к применению. Нарушения очень серьезные и требуют со стороны администрации ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" принятия действенных мер по их устранению. Но, как видно по результатам анализов жалоб потребителей, администрация ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" весь свой пыл направила на работу с потребителями.

Согласно ст.172 Кодекса Украины об административно-правовых нарушениях, "нарушение правил использования средств измерительной техники, на которые распространяется государственный метрологический надзор, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, от 3 до 30 необлагаемых налогом минимальных доходов граждан", что в переводе составляет от 51 до 510 гривен. Административная комиссия ГП "Севастопольстандартметрология" штрафовала администрацию ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" по этой статье. Но что значит этот штраф в сравнении с теми суммами, которые порой неправедно платят наши потребители!

Кто же остановит беспредел монополиста — поставщика электрической энергии — по отношению к потребителю? Может быть, Севастопольский комитет защиты прав человека, который уже обвинил в репрессиях ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" против своих абонентов? Комитет направил обращение к Верховной Раде, в прокуратуру и руководству Севастопольской городской государственной администрации с просьбой рассмотреть в отношении руководства ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" вопрос о превышении полномочий и злоупотреблении служебным положением. (Обращение принято на собрании Севастопольского комитета защиты прав человека, протокол N 14 от 25 июля 2005 г.).

Другие статьи этого номера