Восьмая международная на берегах Невы

В Санкт-Петербурге прошла традиционная Восьмая международная выставка по судоходству и освоению шельфа. По уже сложившейся традиции в ней приняла участие и делегация от ОАО «Севастопольский Морской завод», представившая свои интересы в области судостроения, судоремонта и машиностроения. В течение четырех дней мы являлись и полноправными представителями города-героя Севастополя.
Экспозиции более 500 фирм и предприятий из 40 стран мира размещались в 5 (ранее в 4-х) павильонах, на открытых площадках и прилегающей акватории на площади более 12000 квадратных метров. В 2005-м по сравнению с 2003 годом выставка увеличилась на четверть по объемам выставочной площади и до 15 процентов — по количеству фирм-участниц, включая новых экспонентов из Кореи, Греции, Турции, Сингапура, Монголии.

Наша экспозиция находилась во втором павильоне в составе отраслевой группы ассоциации судостроителей Украины. По сложившемуся обычаю в третьем — размещались представители фирм и компаний Германии, Норвегии, Финляндии, Дании. Их экспозиции выделялись масштабами и очень скромным дизайном — небольшие фото и постеры с изображением производимой продукции. Финны всегда демонстрируют скользящие по воде красавцы лайнеры, о путешествии на борту которых можно только мечтать! Такие картинки всегда впечатляют.

Россияне обычно украшают свои стенды витринами с моделями эсминцев, авианосцев, подводных лодок, которые были построены или строятся. Для иностранцев (к ним и мы относимся) везти такой "груз" через границу очень обременительно. Как ни парадоксально, но мы теперь находимся на территории иностранного государства с соответствующим статусом!

Из-за задержки главного действующего лица — губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко — торжественная церемония открытия передвинулась почти на час. Но никто не уходил со своих мест. Выйти из плотных рядов своих коллег — значило навсегда потерять удобное место для записей, съемок и простого наблюдения вблизи этого красочного представления. Оно всегда проходит в одном и том же месте — на первом этаже четвертого павильона. В церемонии открытия участвуют представители от иностранных ассоциаций и компаний, представители российского правительства, иностранные дипломаты. Для России и Санкт-Петербурга выставка имеет огромное значение. Город является одним из ведущих центров российского судостроения.

Не случайно именно в четвертом павильоне экспонировались крупнейшие "киты" российского судостроения — ФГУП (Федеральное государственное унитарное предприятие) "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург), за трехсотлетнюю историю построившее более 300 атомных и дизель-электрических подводных лодок, 44 танкера и 17 атомных ледоколов. Завод "Алмаз" разделился несколько лет назад на два предприятия. Одно занимается строительством военных кораблей, другое — ОАО "Морской завод "Алмаз" — строительством скоростных судов длиной до 70 и шириной до 30 метров различного назначения. В чем мы смогли убедиться самолично, напросившись к коллегам в гости. Но об этом чуть позже.

На площадях павильона размещались представители от российских компаний, пароходств, крупные судоходные корпорации, российские отраслевые журналы для своей целевой аудитории, заводы и постоянный участник "Невы" — Государственная морская академия имени адмирала С.О.Макарова. Та самая академия, где приобретают первые навыки в освоении будущих морских профессий мальчишки и девчонки стран СНГ. Несмотря на трудности, постигшие судостроение России в постперестроечное время, академия приложила все усилия для сохранения своих кадров. А парусное судно "Мир", принадлежащее этому учебному заведению, с курсантами на борту участвует во всевозможных международных парусных регатах. В прошлые годы белоснежный парусник завершал свои походы у причала выставки. В этот раз, как объяснили мне курсанты академии, судно находилось далеко от родных берегов. Видимо, программа обучения курсантов в море на этот раз оказалась более продолжительной.

Цель нашего участия в мероприятиях на берегах Невы ОАО "Севастопольский Морской завод" была единой — рассказывать о деятельности нашего завода. Судоремонтники посещали экспозиции российских пароходств и компаний, чтобы установить прямые контакты с крупными российскими пароходствами. Долгие годы, к сожалению, мы работали с ними только через посредников. Такое "сотрудничество" нередко оказывало нашим судоремонтникам плохую услугу, и мы теряли клиентов.

На этот международный симпозиум судоремонтники приехали и с новыми техническими предложениями по коммерческому ремонту судов различного типа: новой технологией подводной очистки корпуса судна, а также предлагали очистку теплообменных аппаратов без демонтажа с применением экологически безопасных материалов. Эти операции значительно сокращают сроки стоянки судов во время ремонта. А это главный аргумент при выполнении коммерческого заказа.

Самыми популярными на нашем стенде оказались рекламные буклеты ООО "Севмормаш". Российское судостроение сейчас находится на подъеме. Палубное оборудование нашего машиностроительного предприятия для судов военно-промышленного комплекса и гражданского судостроения: якорно-швартовные механизмы, теплообменные аппараты, фильтры, брашпили, судовые охладители сейчас очень необходимы россиянам. Правда, и в России последние годы развивается это направление. Если наше отечественное судостроение в ближайшей перспективе не станет стратегически важным направлением деятельности Украины, то мы утратим последний шанс занять свою нишу на мировом рынке. Как практически потеряли свою востребованность на российском рынке.

В том, что российское судостроение на самом деле находится на подъеме, мы убедились, посетив ОАО "Морской завод "Алмаз".

На проходной предприятия нас встретила вежливая охрана и попросила подождать представителя завода. За проходной поразили старые постройки цехов. "Скорее всего дореволюционные кирпичные строения", — подумал каждый из нас про себя. Отсутствие людей возле них родило в подсознании предположение, что они законсервированы. Но позже начальник управления маркетинга предприятия пояснила: "Цеха сейчас реконструируются". И мы тогда смогли разглядеть сквозь полиэтиленовую пленку новые пластиковые окна, отремонтированное помещение.

В первом цехе эллинга строится быстроходный военный катер длиной не менее 70 метров. Во втором — мы едва протискивались сквозь свисавшие до самого пола занавеси из полиэтилена. Под ними скрывались строящиеся суда. Подобное "ограждение" не создает помех соседям.

Посередине под навесом стояла красивая яхта, уже насыщенная различными механизмами. Тут же в цехе размещались огромные лекала, по которым можно было представить контуры строящегося судна. Морской завод специализируется на постройке прогулочных судов, патрульных катеров, пассажирских паромов и судов экологического мониторинга для ликвидации аварийных разливов нефти.

Разговор о последнем вызвал неподдельный интерес у представителя завода, когда во время беседы с представителями нашего судостроительного предприятия ООО "Севморверфь" она узнала, что и оно строит судно-бонопостановщик. Его проект и проекты плавкранов, шаланды и привезли на выставку наши судостроители. График их работы на выставке был тоже расписан на все четыре дня работы выставки. Тем более со многими компаниями либо фирмами время встречи было оговорено заранее. В таком же режиме работала и вся наша делегация. Когда еще представится шанс пообщаться с таким количеством специалистов со всего мира!

Одновременно с выставкой проходила Восьмая Международная конференция по развитию гражданского судостроения, океанотехники для морской добычи нефти и газа, развитию торгового мореплавания. На ней рассматривались вопросы российского судостроения. По имеющейся информации, в конце нынешнего года россияне планируют принять закон, который в дальнейшем будет способствовать развитию и кораблестроения, и судостроения. Об этом мы услышали во время торжественной церемонии открытия "Невы-2005".

На "Неве" всегда есть чему поучиться и порадоваться за своих бывших партнеров. Мы общались непосредственно с изготовителями металла, красок. На стенде непосредственно от производителя либо его представителя можно было получить ценную информацию о новых покрасочных материалах, применяемых у нас на производстве. Своими глазами мы видели проекты новых судов и искренне завидовали россиянам, стремительно шагающим впереди нас. Мы не стеснялись учиться и щедро делились своим опытом и своими предложениями. Домой мы вернулись с предложениями о совместном сотрудничестве с компаниями. Над ними сейчас работают наши специалисты.

С Санкт-Петербургом, его верфями и конструкторскими бюро нас связывают многие годы совместной работы. И об этом с благодарностью вспоминали все, кто приходил к нам на стенд и спрашивал: "Как поживают родной Севастополь и завод?"

Другие статьи этого номера