Юбилей с маленькой горчинкой, или Почему даже передовому предприятию живется несладко

У севастопольских троллейбусников праздник. Они отмечают день рождения своего предприятия. 6 ноября 1950 года, ровно 55 лет назад, в нашем городе был открыт первый троллейбусный маршрут. На линию тогда выходило всего восемь машин.
Сегодня КП СГС «Севэлектроавтотранс» им. А.С.Круподёрова осуществляет перевозки по 14 маршрутам, протяженность которых составляет 271,4 км. Ежедневно жители и гости города совершают более 300 тыс. поездок. За 55 лет перевезено 4 млрд 897 млн 940 тыс. пассажиров.
В 1968 году пришел работать в управление В.Г.Головин. Был поначалу слесарем-электриком. И вырос до директора предприятия, которым руководит уже 13 лет.
— Владимир Григорьевич, вопрос у нас традиционный: с каким настроением коллектив встречает юбилей?

— Праздник есть праздник. Тем более что все последние годы люди неплохо трудились. На хорошем уровне технико-экономические показатели. Постоянно совершенствуется маршрутная схема для того, чтобы создать максимальные удобства населению. Осуществляется комплекс мероприятий, направленных на повышение культуры обслуживания пассажиров.

Наше предприятие признано одним из лучших не только в Севастополе, но и в Украине. По итогам городского конкурса "Золотая подкова" нам была присвоена номинация оргкомитета "Народный транспорт".

Все это нас радует. Но несмотря на эти несомненные успехи, наше финансовое положение остается тяжелым. Вызвано оно целым рядом причин.

— Какие же из них главные?

— Мы оказываем услуги населению города по регулируемым тарифам, перевозя более 60% пассажиров, и осуществляем в полном объеме льготные перевозки. В Украине право на льготный проезд предоставлено 13 категориям граждан. Решением городского совета установлены льготы еще для пяти категорий. Мы эти требования выполняем. И в результате собственные доходы от перевозки пассажиров и предусмотренные городским бюджетом средства не покрывают расходов, даже с учетом того, что они сведены до минимума, так как утверждено дотации из бюджета на этот год 48% от потребности.

Одна из причин — это недостаточное финансирование предприятия. Невозможным стало приобретение материалов и запасных частей, необходимых для поддержания основных фондов, в том числе подвижного состава, имеющего износ 92,6%, и объектов энергообеспечения. Также это отрицательно влияет на сроки выплаты заработной платы работникам.

Из 86 млн перевезенных за 9 месяцев пассажиров 50 млн составляют льготники. А ведь есть альтернативный транспорт, который не знает подобных забот. Но, похоже, этот вопрос городские власти не интересует.

— Горожане жалуются на то, что им на остановках приходится долго ждать троллейбус, ходить они стали гораздо реже.

— Вот вы затронули и вторую проблему. Совсем недавно мы выпускали на маршруты 170 машин, а сегодня — 125-130. И севастопольцы сразу это почувствовали. Но что нам делать? Увеличиваются затраты на поддержание и восстановление морально и физически устаревших основных фондов. Отсутствие оборотных средств привело к значительному износу троллейбусного парка. Средний возраст подвижного состава давно превышает нормативный срок, установленный заводом-изготовителем. За последние 10 лет мы списали 76 машин, а приобрели всего 16 единиц.

В этом году нам решением горсовета в бюджете предусмотрено 2232 тыс. гривен на покупку четырех машин. Но идет время, уже мы можем приобрести всего три с половиной троллейбуса, так как цены производитель взвинчивает, а деньги нам не поступили, хорошо, если они перейдут хотя бы в бюджет следующего года.

Продолжает ухудшаться и состояние энергохозяйства. На балансе предприятия находится 19 тяговых подстанций, из них 16 телеуправляемые, приборы и оборудование давно уже не обновляются.

Для капитального ремонта троллейбусов в этом году был необходим 1 млн гривен, для приобретения замены автошин — 0,7 млн грн, контактного провода — 0,3 млн грн, опор контактной сети — 0,2 млн грн, на реконструкцию тяговых подстанций — около 0,5 млн грн. Об этих средствах мы можем только мечтать. Пока предприятие своими силами поддерживает и восстанавливает техническую готовность подвижного состава и всех обслуживающих систем.

— И такая непростая обстановка на вашем предприятии, которое считается одним из лучших в отрасли. В каком же положении электротранспорт в других городах?

— Только Киев не озабочен проблемами, может позволить себе ежегодно покупать новые машины. Во многих же областях обстановка критическая. Принят закон Украины "О городском электротранспорте". В нем говорится о необходимости дальнейшего его развития, поскольку это экологически чистый вид транспорта, осуществляющий перевозку материально незащищенных слоев населения. Реализация закона возможна при условии ежегодного финансирования из госбюджета всех намеченных мероприятий. Прежде всего нужно решить вопрос о регулярном и полном возмещении затрат по льготному проезду отдельных категорий граждан, право которым предоставлено законодательством Украины. И, конечно же, надо выделять средства на обновление подвижного состава.

Нет нужды доказывать, насколько необходим экологически чистый электротранспорт Севастополю. Тем более что мы планируем создание мощной туристической инфраструктуры. Да и в интересах жителей города его необходимо не только сохранить, но и всесторонне поддерживать и развивать. Давно надо определиться с городской программой "Транспорт", обозначить роль нашего предприятия. Никак не решается вопрос о строительстве троллейбусной трассы от депо N 1 до 5-го км Балаклавского шоссе. Данное направление позволит максимально оптимизировать транспортные маршруты с учетом обеспечения потребностей в перевозках жителей новых микрорайонов.

— Забот у вас хватает. Но давайте вернемся к празднику.

— Согласен. Но прежде хочу сказать еще вот о чем. Несмотря на финансовые трудности, мы уделяем большое внимание социальной сфере. На предприятии создан медицинский участок. Регулярно проводятся профилактические осмотры. Всем нуждающимся назначаются физиопроцедуры.

Для оздоровления и отдыха работникам выделяются путевки на базу отдыха "Батилиман". Функционирует участок рабочего питания с раздаточными пунктами на конечных станциях маршрутов. Есть у нас благоустроенное общежитие. Ветеранам по мере возможности оказываем материальную помощь.

Что же касается нашего праздника, то он будет довольно скромным. Гостей из других городов мы не приглашаем. Отметим юбилей, как говорится, в семейном кругу. Вспомним с благодарностью прежних руководителей предприятия А.Н.Василенко, С.А.Новгородцева, А.С.Круподерова, чье имя носит КП СГС "Севэлектроавтотранс". На нашем празднике мы будем чествовать людей, которые были свидетелями пуска первого троллейбуса. К сожалению, их осталось четыре человека. Это водители Тихон Васильевич Пономарев, Николай Францевич Тыскевич, электромонтеры Екатерина Андреевна Шахматова, Татьяна Никитична Демина. К ним у нас особое уважение.

Будут сказаны самые добрые слова в адрес наших лучших работников — водителей Ю.А.Сазоновой, Л.М.Литостанской, слесаря А.В.Кришевика, электрослесаря В.И.Клочкова, кондуктора Л.Г.Сакотиной и многих других отличных специалистов. Коллектив у нас крепкий. И завоеванных позиций сдавать не собирается. Была бы только поддержка от государства и города.

— Поздравляем ваш коллектив с 55-летием. Удачи вам в ваших делах!

Другие статьи этого номера