К чему приведет путь компромиссов и согласований?

Поводом для проведения народным депутатом Украины Виктором Заичко пресс-конференции послужило принятие Верховной Радой закона «О городе-герое Севастополе». 20 июля Президент Украины наложил на этот закон вето и возвратил его в парламент для повторного рассмотрения со своими поправками.
Поскольку поправок оказалось десять, Верховная Рада вынуждена была стать на путь компромиссов и согласований, чтобы примирить позиции Президента и парламента. В этой ситуации народные депутаты от Севастополя Иван Вернидубов и Виктор Заичко делали все от них зависящее, чтобы сохранить положения закона, которые юридически закрепляют социально-экономические интересы города и его территориальной громады. Четыре президентские поправки пришлось учесть полностью. В частности, согласиться с тем, что городская госадминистрация и городской голова не могут принимать самостоятельных решений по размещению на территории Севастополя представительств иностранного дипломатического корпуса и международных организаций, а также по управлению морскими акваториями, причальными, гидротехническими сооружениями общегосударственной собственности.

С тремя поправками Верховная Рада согласилась частично. Одна из них касается положения о том, что горсовет может выразить недоверие председателю городской госадминистрации и Президент должен принять его к рассмотрению, если за недоверие проголосовало две трети депутатов горсовета. Как сказал Виктор Заичко, Верховная Рада отклонила поправку относительно лишения права местных органов власти Севастополя определять его внутреннее административно-территориальное устройство. Тем самым сохраняется многоуровневая система местного самоуправления: горсовет, райсоветы, поселковые и сельские советы и город Инкерман.

Далее Виктор Заичко выразил свое отношение к причинам неисполнения местного бюджета на текущий год и сказал, что 27,5 миллиона гривен за пребывание на территории Севастополя Черноморского флота России через два месяца будут перечислены городу из госбюджета. Также из него на оплату труда и энергоносители в почти 800 местных бюджетов будет перечислено 1,4 миллиарда гривен. Предусмотрена и дополнительная дотация местным бюджетам в размере 500 миллионов гривен.

Народный депутат сказал, что рассмотрение проекта бюджета на 2006 год идет трудно. Его дефицит составляет около 9,3 миллиарда гривен. Ряд фракций настаивает на том, чтобы в местные бюджеты было направлено не менее 40 процентов от сводного бюджета и увеличено финансирование жилищно-коммунальной сферы. Принципиально важным является требование депутатов исключить и никогда впредь не вводить в Закон о госбюджете положение о приостановлении социальных льгот и гарантий, уже закрепленных действующими нормативными актами.

В ноябре парламент рассмотрит вопрос о выборах в местные советы. Нардеп усомнился в целесообразности этих выборов по пропорциональной системе. Аргументировал это тем, что избранные от политпартий депутаты не станут заниматься хозяйственными вопросами, а будут больше тяготеть к лоббированию своих политических интересов. В связи с этим Виктор Заичко отдает предпочтение смешанной системе выборов в местные советы.

Отвечая на вопрос журналиста о его отношении к противостоянию горсовета и госадминистрации по тарифам, Виктор Заичко сказал, что никаких объективных причин для конфликта в этой сфере не видит. Есть взаимное непонимание ветвями власти существа вопроса. Во-первых, они должны исходить из создания экономических условий нормального функционирования коммунальных предприятий. Во-вторых, тарифная политика должна проводиться с учетом финансовых ресурсов местного бюджета и обеспечения социальной защиты малоимущих слоев населения. Тарифную политику надо вывести из сферы политики и сформировать ее на основе финансово-экономических расчетов специалистов. Но при этом нельзя целиком полагаться на расчеты, сделанные в коммунальных предприятиях, провести аудиторские исследования и принять конкретные меры по снижению себестоимости затрат на производство услуг населению. Кстати сказать, нас ждет очередная реформация — объединение жилищного и коммунального управлений в одно. Считается, что это повысит управляемость городским хозяйством. То же самое несколько лет назад, кстати, говорилось при разъединении управлений.

Нельзя же бесконечно мириться с тем, к примеру, что 44 процента товарной воды, то есть той, на подачу которой потребителю уже затрачена электроэнергия, уходит в землю. Пора бы рассчитать и тарифы на квартплату в зависимости от типа дома. Комфортность проживания должна иметь конкретную цену. В ряде городов Украины уже разграничили квартплату в зависимости от категорийности жилья. В Севастополе к этой работе еще не приступали.

Наверное, это не тот случай, когда со стороны виднее, и все же к рассуждениям Виктора Заичко есть резон прислушаться. Что же касается частичного и полного несогласия парламента с семью из десяти президентских поправок к закону "О городе-герое Севастополе", то Виктор Ющенко должен в течение двух недель дать свой ответ и либо согласиться с Верховной Радой, либо наложить на закон вето. И тогда народным депутатам предстоит вновь стать на путь уступок и компромиссов.

Другие статьи этого номера