Генерал-майор милиции Валерий ПЕТУХОВ: «Надеюсь, севастопольцы дадут нам положительную оценку»

Предпраздничные размышления о буднях из уст начальника севастопольской милиции.
Сегодня свой профессиональный праздник отмечает украинская милиция. Чем не повод, чтобы обстоятельно поговорить о ее буднях? Наш корреспондент встретился с начальником управления Министерства внутренних дел Украины в г. Севастополе генерал-майором милиции, кандидатом юридических наук Валерием ПЕТУХОВЫМ.

— Валерий Аркадьевич, разрешите вначале поздравить вас и всю севастопольскую милицию с профессиональным праздником. С какими чувствами вы его встречаете?

— Спасибо за поздравление. Как и положено, встречаю с праздничным настроением. Ну а поскольку День милиции приходится на 20 декабря — заканчивается старый год, приближается новый, — то встречаю, конечно, с озабоченностью и желанием работать в 2006 году не хуже, чем в этом.

— «Не хуже» по каким показателям: больше раскрыть преступлений или лучше поработать по профилактике правонарушений?

— Конечно, что бы там ни говорили, а главный милицейский показатель — это раскрываемость. И он у нас, в Севастополе, значительно выше, чем в среднем по Украине. У нас в этом году нет нераскрытых убийств, раскрыты все разбойные нападения, произошедшие на территории Севастополя. Даже несмотря на то, что их количество увеличилось, особенно в летний период. Так что можно сказать, что здесь мы на высоте. Несколько хуже показатель раскрываемости квартирных краж, но и здесь, если сравнивать с показателями других регионов, мы "в плюсах".

— Вы сказали, что все убийства этого года раскрыты, а что с раскрытием убийств прошлых лет, тем более громких?

— Я не знаю насколько громких, но восемь убийств прошлых лет мы тоже раскрыли. Скажу честно, запланировано было больше — не все удалось "подтянуть". Всего на учете у нас стоит 53 убийства прошлых лет. Сейчас после анализа уголовных дел мы запланировали 16, из них как перспективные к раскрытию. Работа продолжается.

Что же касается профилактики, то следует отметить, что на протяжении последних 8-10 лет уровень преступности (количество преступлений на 10 тысяч населения) остается одним из самых высоких в Украине, значительно выше среднего показателя по стране. Это свидетельствует о том, что профилактическая работа находится не на должном уровне.

Профилактика преступления лежит, конечно, на плечах всех служб, но в первую очередь на плечах участковых инспекторов и милиции общественной безопасности. И здесь нам придется поработать.

— Валерий Аркадьевич, с чем вы связываете тот факт, что у нас такой уровень преступности?

— Слагаемых столь высокого уровня несколько, и первое здесь — кадры. Точнее их нехватка. Возьмем уличную преступность. Ежесуточно мы регистрируем 2-3 ограбления — это многовато. В основном общественный порядок на улицах Севастополя обеспечивает батальон патрульно-постовой службы. Некомплект этого подразделения достаточно большой. А теперь представьте, что почти четверть маршрутов, которые мы должны физически перекрывать нарядами ППС, не перекрывается из-за некомплекта личного состава. Я говорю об этой проблеме уже не один месяц и буду говорить до тех пор, пока она не решится.

Состоит она в том, что севастопольская молодежь не хочет идти в милицию на должности младшего начальствующего состава. Объяснение простое: в Севастополе достаточно высокий уровень средней заработной платы и люди реализуют себя в других сферах. Поэтому стоит вопрос о привлечении сюда молодежи из сельских районов, в первую очередь Крыма, где зарплата ниже, чем в городе-герое. И люди оттуда хотят идти сюда, но тут возникает проблема жилья. Мы ставим сейчас вопрос и перед горсоветом, и перед горгосадминистрацией о выделении нам земельных участков под строительство жилья для сотрудников милиции — малосемеек и молодежных общежитий — для того чтобы закрепить молодежь.

Есть и другая тенденция — уход из органов молодых специалистов с высшим образованием. Люди оканчивают вузы, в том числе и милицейские, имеют квалификацию юриста, приходят к нам, а через год-другой уходят. Это подготовленные специалисты, имеющие уже практический опыт работы, но ведь мы не можем их удержать, мы не можем им дать жилье и, понимая их по-человечески, вынуждены отпускать. Люди уходят, не видя перспективы получить жилье.

Поэтому решение жилищной проблемы поможет справиться с вопросами профилактики преступления. Будет жилье — будет комплект кадров.

— А что сегодня с материально-техническим обеспечением милиции, с финансированием?

— Этот вопрос свойствен не только для севастопольской милиции, но и для всей нашей системы. Финансирование всех потребностей, необходимых для нормального функционирования системы, осуществляется из госбюджета Украины. К сожалению, не в полной мере. Если взять финансирование заработной платы, то она обеспечена только на 80 процентов, о вещевом довольствии, о материально-техническом обеспечении вообще говорить не приходится. Полагаемся на свои силы. Порой волей-неволей вынуждены обращаться за помощью к руководителям предприятий. Так было, например, с горюче-смазочными материалами. Я пришел сюда в марте и по настоящий момент чувствую груз этой проблемы: обеспечение ГСМ из госбюджета на низком уровне, 100 тысяч, данных городским бюджетом, мы выбрали практически сразу и, что называется, сели в лужу. Если бы не добрые люди, мы вынуждены были бы поставить транспорт "на прикол".

— Валерий Аркадьевич, неужели депутаты городского совета не заинтересованы в том, чтобы в городе, избравшем их, был порядок? Ведь в большинстве своем они не бедные люди, могли бы помочь родной милиции!

— Надеемся, что помогут, поскольку в ближайшие дни на сессии горсовета должна быть рассмотрена разработанная нами на период 2006-2008 гг. программа оказания помощи правоохранительным структурам Севастополя. В первую очередь, милиции и прокуратуре. В ней определен наиболее жизненно важный для нас вопрос — финансирование. Акцент в этой программе, что касается милиции, поставлен на финансировании участковых инспекторов, патрульно-постовой службы, их материально-техническом обеспечении. Поскольку, согласно законам "О милиции" и "О местном самоуправлении", они — милиция общественной безопасности (вместе с госавтоинспекцией) — могут финансироваться из местного бюджета. На основании требований двух этих документов построена наша программа. И мы будем благодарны депутатам Севастопольского городского совета, если они поймут нас, займут правильную гражданскую позицию и примут эту программу. В конце концов, помогая милиции, они помогут городу.

— Это вы говорите после того, как ваши следователи вызывали депутатов на допрос?

— По повесткам вызываются граждане Украины в связи с возбуждением тех или иных конкретных уголовных дел. Если следователь определил, что он вызывает кого-то в качестве свидетеля, а наши депутаты вызывались именно в этом качестве, то их — депутатов — обязанность как граждан Украины в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом давать показания. Упрекать сотрудника милиции в том, что вызвали на допрос депутата или какое-то другое должностное лицо, никто не вправе. Другое дело, если были нарушены какие-то этические нормы. Но это, к сожалению, вопрос воспитания.

— Что нового ждет нашу милицию: форма, заработная плата?

— Руководство МВД получило поддержку у Президента в вопросе создания нового института — помощников участковых инспекторов сельской зоны, поскольку она вызывает тревогу у милиции по всей стране. Большая протяженность административных участков не позволяет участковым инспекторам охватить все села. Это и вызвало необходимость создания этого института. Помощники участковых инспекторов сельской зоны — это гражданские лица, зачисленные в штат УМВД без специального звания, наделенные достаточно широкими полномочиями с тем, чтобы в отсутствие участковых исполнять их обязанности по месту проживания. Содержаться будут помощники из местного бюджета.

Мы провели сходы граждан в сельской зоне Севастополя, сельские громады выдвинули своих представителей на должности помощников участковых — 22 человека, готовых работать. Теперь встает вопрос их содержания.

О другом новшестве. Госадминистрация давно уже ставит вопрос о борьбе с мусором на улицах города. Мы внесли предложение создать так называемую экологическую милицию в составе государственной службы охраны — хозрасчетного подразделения УМВД. Администрация нас поддерживает. Примеры того же Симферополя или Запорожья показывают, что когда в городе начинает работать такое подразделение, экологическая обстановка в нем улучшается.

— Валерий Аркадьевич, все эти новшества местного масштаба. А чего ожидать в целом по Украине?

— Севастопольцам известно, что уже давно стоит вопрос о реформировании такого подразделения, как ГАИ. И в первом чтении законопроект, который предусматривает эту реформу, уже озвучивался в Верховной Раде, но не был принят. Надеемся, что после доработки он все же будет принят. Мы уже внесли свои предложения по численности новой структуры. Предусматривается создание дорожной службы, которая будет выполнять функции госавтоинспекции, и патрульной службы, представляющей собой конгломерат батальона патрульно-постовой службы и подразделения дорожно-патрульной службы милиции. Патрульная служба будет заниматься как охраной общественного порядка, так и следить за соблюдением правил дорожного движения на улицах города.

Не исключено, что с принятием Верховной Радой нового Уголовно-процессуального кодекса большая категория дел, которые находятся сейчас в следствии прокуратуры, будет передана в следственные подразделения милиции.

Что же касается существенных изменений в финансировании милиции, то я, честно говоря, их не жду. Хотя МВД и разработало программы по инвестированию строительства жилья для молодых специалистов. Документы сейчас находятся на рассмотрении в правительстве. Но будут ли они приняты…

— В следующем году нас ждут парламентские выборы. Для органов милиции, как показали президентские выборы, это нелегкое испытание…

— Меня, как вы понимаете, в то время в городе не было, но, насколько я знаю, по отзывам и самих севастопольцев, и руководства МВД, севастопольская милиция в то непростое время была на высоте. Она выполняла свои функции по поддержанию в городе общественного порядка без оглядки на политическую окраску той или иной партии.

Севастополь — город достаточно политизированный, в нем много диаметрально противоположных политических течений, поэтому нам уже сейчас непросто. А с приближением выборов обстановка будет еще больше накаляться. Но мы намерены четко выполнять свои функции в соответствии с законом "О милиции", и, надеюсь, севастопольцы дадут нашим действиям положительную оценку.

Дмитрий ЖЕЛНИН.

Только факты:

За 11 месяцев 2005 г. в УМВД Украины в г. Севастополе зарегистрировано 21462 заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, что на 235 меньше, чем за аналогичный период прошлого года, из них заявлений о преступлениях — 4334, что незначительно больше, чем в прошлом году.

В Севастополе уровень преступности на 10 тысяч населения составляет 114,5, в среднем по Украине — 95,3.

Количество совершенных умышленных убийств и покушений на убийство уменьшилось с 38 до 21, все умышленные убийства раскрыты, по 29 убийствам лицам предъявлено обвинение. Совершено 8 изнасилований. Все они раскрыты.

Возбуждено 9 уголовных дел по фактам вымогательства (против 13 в 2004 году). Все они раскрыты. Из зарегистрированных 260 мошенничеств 159 раскрыты.

По сравнению с прошлым годом количество зарегистрированных квартирных краж уменьшилось на 30,2% (484 против 623). Раскрытие квартирных краж составляет 68,3% (по Украине — 56,2%. Осталось не раскрыто 197 квартирных краж).

На уровне прошлого года осталось количество зарегистрированных преступлений общекриминальной направленности — 4027 (против 4028 в 2004 году). Каждое второе преступление общекриминальной направленности — кража. За 11 месяцев их зарегистрировано 1866.

В структуре преступности общекриминальной направленности 45,5% составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. Из них 1299 раскрыты, осталось нераскрытыми 455.

Другие статьи этого номера