Накрутил счетчик? Не спеши раскошеливаться!

Все острей для севастопольцев становится вопрос функционирования коммунального хозяйства. Тем более сейчас, когда стоимость оплаты услуг возросла. В частности, это касается энергоснабжения. Переход на договорную форму предоставления услуг стал положительным моментом в жизни граждан. Это изменение, возможно, дало повод почувствовать себя более защищенными. Однако для более эффективной защиты своих прав необходимо учитывать некоторые моменты.
Мы обратились к главному специалисту управления по делам защиты прав потребителей Л.М.ВЕРШКОВОЙ за комментариями по вопросу пользования измерительной техникой и действиями граждан при неисполнении энергопоставщиком условий договора.
— Людмила Михайловна, согласно постановлению Кабинета министров Украины, потребление электроэнергии осуществляется на основании договора. Расскажите, пожалуйста, о преимуществах договорной системы.

— Что касается договоров, то можно смело заявить, что эта мера является шагом вперед по пути защиты прав граждан. Жители обязаны заключать договоры, иначе энергопоставщик имеет право не предоставлять услуги. Данный документ разрабатывается энергопоставщиком в соответствии с Типовым договором о пользовании электрической энергией и заключается на три года.

В соответствии с пунктом 13 Типового договора энергопоставщик обязывается проводить плановую поверку, ремонт и замену приборов учета в сроки, установленные нормативно-техническими документами и договором.

Как отмечено пунктом 25, в случае нарушения энергопоставщиком условий договора потребитель может вызвать представителя энергопоставщика для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором отмечаются сроки, виды, показатели нарушений и тому подобное (бланк типичного акта-претензии предоставляет энергопоставщик). Следовательно, в случае выявления нарушений выполнения договора энергопоставщиком потребитель имеет право потребовать перерасчета оплаты. В случае несогласия с типовым договором потребитель имеет право в письменном виде высказать разногласия, которые рассматриваются в судебном порядке. — Что же делать в случае, если представитель энергопоставщика не явился в установленный срок?

— В случае неприбытия представителя энергопоставщика в установленный срок потребитель имеет право составить акт-претензию в произвольной форме.

В случае отказа представителя энергопоставщика от подписания акт считается действительным, если его подписали не менее чем три потребителя или потребитель и выборное лицо домового, уличного, квартального или другого органа самоуправления.

Акт-претензия потребителя подается энергопоставщику, который в десятидневный срок устраняет недостатки или предоставляет потребителю обоснованно отказ относительно удовлетворения его претензий.

— Подскажите, как быть потребителю, если поставщик не имеет возможности выполнить обязательства?

— Если потребитель подал энергопоставщику акт-претензию относительно необходимости проведения поверки счетчика в соответствии с условиями договора, но энергопоставщик своевременно провести поверку счетчика или заменить его на другой поверенный не имеет возможности, а потребитель отказывается проводить расчеты за потребленную электроэнергию исходя из показаний неповеренного счетчика, такие расчеты должны проводиться как при пользовании электроэнергией без прибора учета с разрешения энергопоставщика.

В случае пользования электрической энергией без прибора учета с разрешения энергопоставщика расчеты с потребителем осуществляются в соответствии со среднемесячным потреблением. Величина среднемесячного потребления электроэнергии определяется за предыдущие 12 месяцев или за фактический период потребления, если он меньше 12 месяцев.

— А если зафиксированы нарушения, допущенные потребителем?

— В случае выявления энергопоставщиком нарушений потребителем, связанных с вмешательством в работу прибора учета, методика начисления размера возмещения убытков, нанесенных энергопоставщику в результате нарушения потребителем правил пользования электрической энергией для населения, утвержденная постановлением Национальной комиссии регуляции электроэнергетики Украины от 22 ноября 1999 г. N 1416, не должна применяться. Энергопоставщик обязан возобновить учет электрической энергии на протяжении трех месяцев. Снабжение электрической энергией без учета свыше трех месяцев запрещается.

Если потребитель не подавал энергопоставщику акт-претензию, расчеты за потребленную электроэнергию проводятся исходя из показаний счетчика, не поверенного в установленный срок. Методика применяется во всех предусмотренных случаях, за исключением случая, когда экспертизой поврежденного прибора учета установлено лишь отклонение метрологических характеристик счетчика от предусмотренных нормативно-технической документацией, и при этом не имеет других доказательств вмешательства потребителя в его работу. Вместе с тем даже при условии просрочки срока поверки потребитель несет ответственность согласно законодательству за повреждение прибора учета.

Исключение составляют случаи, когда повреждения прибора учета могут быть непосредственно связаны с просрочкой срока поверки (нечеткий отпечаток на пломбе, пересыхание кордовой нити, что используется для пломбирования счетчика, нарушения плотности между обзорным стеклом и корпусом счетчика и тому подобное) или когда потребитель не несет ответственности за сохранение прибора учета.

— На что стоит обратить внимание?

— Необходимо учесть, что, не проводя своевременно плановую поверку средств учета, энергопоставщик нарушает требования пункта 38 правил пользования электрической энергией для населения и, как следствие, требования пункта 3.4.1 Условий и Правил осуществления предпринимательской деятельности из снабжения электрической энергией по регулируемому тарифу, утвержденных постановлением Национального комитета регулирования энергетики от 13.06.95 N 15/1, в соответствии с которым лицензиат должен действовать согласно законодательству Украины.

Другие статьи этого номера