На пути создания условий для прозрачной организации работы налоговой службы и максимально комфортного обслуживания налогоплательщиков одним из важнейших достижений стало введение понятий декларирования доходов и налогового кредита. С началом c 1 января этого года кампании декларирования граждане получили право на компенсацию денежных средств, которые они направляли на обучение и страхование в 2005 году. На наши вопросы отвечает заместитель председателя ГНА в г. Севастополе Степан БОГАЧЕВСКИЙ.
— Степан Петрович, какие существенные изменения произошли в системе декларирования доходов за последние несколько лет?
— Второй год налоговыми органами проводится кампания декларирования гражданами своего имущественного состояния и доходов в соответствии с законом Украины "О налоге с доходов физических лиц", который существенно изменил налогообложение и декларирование доходов граждан.
До 1 января 2004 года декларирование граждан проводилось в соответствии с требованиями декрета Кабинета министров Украины "О подоходном налоге с граждан", основной идеей которого было проведение годового перерасчета подоходного налога по прогрессивным ставкам налога, исходя из среднемесячного дохода плательщика.
Новым законом коренным образом изменен подход к декларированию доходов, в частности контингента граждан, которые обязаны представить декларацию. Если в предыдущие годы декларацию обязаны были представлять плательщики, которые имели доходы не по месту основной работы, то сегодня требования иные. В период декларирования наша работа направлена также на то, чтобы как можно быстрее произвести процедуру возврата гражданам денежных средств. То есть граждане могут по собственному желанию представить в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию о доходах в тех случаях, когда хотят оформить налоговый кредит.
— Расскажите, пожалуйста, о налоговом кредите.
— Налоговый кредит — это сумма (стоимость) расходов, понесенных плательщиком налога — резидентом в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов — физических или юридических лиц в течение отчетного года (кроме расходов в уплату налога на добавленную стоимость и акцизного сбора), на которую позволяется уменьшение суммы его общего годового облагаемого налогом дохода, полученного по результатам такого отчетного года, в случаях, определенных этим законом.
В состав налогового кредита включаются фактически понесенные расходы, подтвержденные плательщиком налога документально. В частности, по 2005 году граждане могут включить такие расходы: на оплату обучения плательщика налога в учебных заведениях средней профессиональной и высшей формы обучения; сумму средств или стоимость имущества, переданных плательщиком налога в виде пожертвований или благотворительных взносов неприбыльным организациям, зарегистрированным в Украине, и другие.
Для полного и своевременного проведения расчетов сумм, которые подлежат возврату из бюджета, я рекомендую гражданам прилагать к декларации копии документов, подтверждающих расходы, которые включаются в налоговый кредит. Это позволит ускорить обработку и возврат средств плательщикам.
— Есть ли в этом году какие-то особенности по проведению кампании декларирования?
— Да, безусловно. С 1 января 2005 года вступили в силу статьи 13 и 14 закона Украины "О налоге с доходов физических лиц", а именно: с 2005 года подлежат налогообложению доходы, полученные плательщиком налога в результате принятых им по наследству средств, имущества, имущественных прав или неимущественных прав и по полученным плательщиком налога в качестве подарка. Граждане, получившие такие доходы, обязаны подать декларацию.
— Кто и в какие сроки обязан предоставлять декларацию о доходах?
— Годовая декларация об имущественном состоянии и доходах (налоговая декларация) подается плательщиком налога, если, согласно нормам закона, отдельные виды налогооблагаемых доходов не подлежат налогообложению при их начислении и выплате; налогообложение доходов, начисленных плательщику налога лицом, которое не является налоговым агентом; источник выплат является иностранным. Проще говоря, те граждане, которые получили на протяжении отчетного года доходы, с которых налог с доходов не был удержан, за исключением доходов, не включаемых в общий налогооблагаемый доход, согласно закону.
Сроки представления деклараций для плательщиков налога — физических лиц остались прежними — до 1 апреля. Декларация заполняется плательщиком налога самостоятельно или другим лицом, нотариально уполномоченным плательщиком налога осуществлять такое заполнение.
Плательщик налога до 1 марта года, следующего за отчетным, имеет право обратиться с запросом в соответствующий налоговый орган с просьбой заполнить годовую налоговую декларацию, а налоговый орган обязан предоставить бесплатные услуги по заполнению. Отказ должностного (служебного) лица налоговой службы предоставить данные услуги освобождает плательщика налога от любой ответственности за неполное или неверное заполнение декларации.
— Какая ответственность предусмотрена законодательством за непредставление декларации о доходах?
— Надеюсь, что до этого дело не дойдет. Однако КОАП Украины предусмотрена административная ответственность, за непредоставление или несвоевременное представление гражданами деклараций о доходах или включение в декларации искаженных данных. Это влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере от 3 до 8 (51 грн — 136 грн) необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. За повторное нарушение — от 5 до 8 (85 грн — 136 грн) необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Кроме того, если плательщик налога не уплачивает согласованную сумму налогового обязательства в течение предельных сроков, такой плательщик обязан уплатить штраф в следующих размерах: при задержке 30 календарных дней — 10 %; при задержке от 31 до 90 календарных дней — 20 %; при задержке более 90 календарных дней — 50 % погашенной суммы налогового долга.
— Использует ли Украина опыт европейских стран по проведению кампании декларирования доходов?
— Практику декларирования доходов применяют почти во всех странах мира. Если раньше представление деклараций воспринималось как что-то нецелесообразное и непонятное, то сейчас все больше граждан обращаются в налоговые органы за разъяснениями по вопросам декларирования, применения налогового законодательства, налогообложения доходов. Возрастает сознательность людей по добровольной уплате налогов даже тогда, когда доходы получены, а налоги не начислены. Декларируют свои доходы граждане, временно работавшие за границей, а также получавшие другие доходы из различных источников.
Процесс декларирования доходов граждан — одно из важных направлений налоговой политики. Налоговой службой проводится широкомасштабная массово-разъяснительная работа, направленная на осознание населением необходимости уплаты налогов на основе добровольности, ведь своевременно уплаченные налоги — это путь к повышению благосостояния каждого человека.
— Куда могут обратиться граждане для представления декларации и получения разъяснений?
— Если у граждан возникнет необходимость в получении разъяснений по вопросу декларирования своих доходов, то они могут обратиться в налоговые инспекции по месту проживания, где получат квалифицированную консультацию специалистов:
Ленинский район — ул. Кулакова, 37, каб. 407 (т. 55-57-69).
Нахимовский район — ул. Героев Севастополя, 74, каб. 317, 318, 320 (т. 48-85-98).
Балаклавский район — ул. 7 Ноября, 3, каб. 112, 116 (т.63-75-52).
Гагаринский район — ул. Пролетарская, 28, каб. 210-А (т. 41-23-94).