ИНКЕРМАН. Зеленая зона — вместо газового терминала. Яхтинг-центр — вместо базы разделки судов

В своем большинстве все мы, не раз приезжавшие поездом в Севастополь, уже равнодушно взирали на въезд в Инкерман. Совсем другое впечатление складывалось у новичков: свежим взглядом, нацеленным на ожидание приморского города, они видели совсем иную картину. Полузатопленные корабли, причалы с грудами ржавого металлического лома, прокопченные стены вспомогательных цехов. Кладбище затопленных кораблей — иначе и не скажешь… Вокруг бухты тоже безрадостное зрелище — старые индустриальные производства, карьеры, склады военной техники и оружия, таящие в себе смерть по сей день. Пыль, газ, цемент, смог. Практически никакой зелени… Ныне в Инкермане с населением в 12,5 тысячи человек находится свыше двадцати крупных производственных предприятий.

И это парадный въезд в Севастополь? Те самые живописные окрестности, о которых в исторических хрониках осталось немало восторженных слов! В частности, сопровождающий императрицу Екатерину II во время ее поездки по Крыму в 1787 году французский дипломат Луи Филипп де Сегюр оставил нам любопытнейшие свидетельства, касающиеся Инкермана: "Высокие живописные горы полкружием огибают широкий и глубокий залив". Именно здесь еще задолго до принятия Русью православия в пещерных кельях обосновались первые христиане. И именно сюда еще в первом веке нашей эры из Римской империи были сосланы папа Клемент и папа Мартин. А сколько народа всегда устремлялось в роскошную пойму реки Черной, где били целебные источники и водилась всяческая живность!

Да и сегодня Инкерман притягивает экскурсантов и паломников, жаждущих посетить исторический Свято-Клементьевский монастырь и руины древней крепости, влечет истинных знатоков марочных вин, мечтающих побывать в подвалах знаменитого завода, созывает любителей археологии, спортсменов-водников, туристов — отечественных и зарубежных. Но картина, которую видят гости, удручает. Что уже говорить о жителях Инкермана, которые даже не имеют возможности выйти к морю, отдохнуть у бухты, позагорать, погулять с детьми в парке, потренироваться на спортивной площадке?!

Но вот замаячила и стала ощутимой перспектива организации зеленой зоны вокруг Инкерманской бухты. Причем идея параллельно возникла как у городского головы Ю.В.Аксенчикова, который вынес этот вопрос на сессию Инкерманского горсовета, так и у руководителей одного из крупнейших расположенных здесь предприятий — "Крымвтормета".

По инициативе Ю.В.Аксенчикова от причала N 49, где ныне швартуются катера, приходящие из города, до причала N 51 проектируется прогулочная набережная. За ней на территории площадью около 2,5 га планируется создать зеленую зону со спортивными и детскими площадками. За основу взяли, как прототип, набережную Балаклавы. Что же касается зеленой зоны, то такой опыт у головы Инкерманского горсовета уже есть: в честь 60-летия Великой Победы был заложен сквер на ул. Погорелова. При участии ветеранов войны и молодежи было высажено свыше 120 деревьев — кипарисы, можжевельник казацкий и высокий, кизильник, жасмин, бирючина.

— Идея строительства набережной и создания зоны отдыха у уреза воды уже давно вынашивается жителями Инкермана, — говорит Ю.В.Аксенчиков. — В результате по нашему ходатайству она была внесена в генеральный план развития Севастополя. Решение о ее сооружении было принято на сессии Инкерманского горсовета в декабре. Депутаты поддержали идею с энтузиазмом. Был заключен договор с "Моргидропроектом", разработан рабочий проект строительства набережной между 49-м и 51-м причалами. Но план планом, а где взять средства? Своего бюджета у нас нет.

Набережная и зеленая зона — это лишь одна часть перспективы благоустройства побережья. Другая разрабатывается руководством "Крымвтормета" — крупнейшего предприятия отрасли, которое 80 лет занимается в Инкермане разделкой и утилизацией судов. Я встретилась с председателем совета акционеров ЗАО "Крымвтормет" А.П.Жумыкиным, который с 1979 г. руководил предприятием, и попросила его рассказать, чем же вызвана идея перепрофилирования предприятия и создания вместо судоразделочной базы современного яхтинг-центра.

Альберт Петрович начал с воспоминаний, связанных с его депутатством в украинском парламенте:

— В 1996 году, когда я был членом Комиссии по экологии Верховной Рады Украины, остро стоял вопрос о разработке горы Гасфорт. Металлурги настаивали. Ученые возражали: как только мы уберем гору, так климат в Севастополе резко изменится. К этому мнению необходимо было прислушаться. Я тогда был инициатором и предпринял все, чтобы привезти комиссию сюда. Это было не так-то просто. Мы изучали ситуацию на месте и постарались все сделать, чтобы закрыть этот проект. И Гасфорт сохранили.

— Чем же вызвано ваше нынешнее столь неожиданное решение?

— Прежде всего мы ознакомились с рабочим проектом набережной Инкермана, идею которой предложил Юрий Владимирович Аксенчиков, — говорит А.П.Жумыкин. — Мы посчитали эту идею целесообразной и своевременной. Наше предприятие, одно из крупнейших в отрасли, выполнило свою миссию чистильщика, эколога. В соответствии с поставленной задачей оно разгрузило Севастопольскую бухту и устье реки Черной от полузатонувших кораблей. А знаете, какой это был экологический вред! Река несет массу ила, земли, происходило заиливание. И неизвестно, каким бы стал уровень воды, куда бы она пошла в дальнейшем. Ныне все суда, которые нужно было разделать, практически утилизированы.

Вот так предприятие "Крымвтормет" выступило инициатором экологического очищения этого места. Были рассмотрены различные варианты использования территории как производственной. Например, такой: деревообработка. Но нужно ли? А если остановиться на другой, современной и перспективной инфраструктуре? Вот так А.П.Жумыкин и его сын, нынешний генеральный директор ЗАО "Крымвтормет" К.А.Жумыкин, пришли к выводу, что целесообразно использовать территорию "Крымвтормета" по-иному — для развития комплекса спортивной базы малого флота.

Действительно, устье реки Черной — уникальное место, единственная бухта в Севастополе, где нет ветра, нет волнений. Более того, здесь соседствуют морская и речная вода, что позволяет лучше сохраняться подводной части судовых объектов.

Константин Жумыкин энергично взялся за разработку этой идеи. Уже есть решение Инкерманского горсовета об изменении целевого назначения участка ЗАО "Крымвтормет" в Инкермане для размещения яхтенного комплекса с объектами сервиса.

— Наша цель — создать не просто стоянку яхт, а организовать здесь центр парусного и водного спорта, — рассказывает Константин Жумыкин. — Когда я учился в Севастопольском приборостроительном институте, мы ездили сюда тренироваться на байдарках и каноэ. Зимой вода практически не замерзает, что предоставляет возможность для занятия спортом круглый год. Здесь проводились как всесоюзные, так и международные сборы спортсменов на каноэ и байдарках. В принципе в этом месте можно создать школу олимпийского резерва.

Итак, представьте: причалы, яхты, катера, сервисный центр по обслуживанию малых судов, бизнес-центр, коттеджи, зеленая зона. Проект как одного, так и другого участка уже подготовлен в "Моргидропроекте". Но где взять деньги? Своего бюджета у Инкерманского горсовета нет. Вот здесь на помощь пришел А.П.Жумыкин. Альберт Петрович готов проинвестировать создание всей этой прибрежной зоны отдыха. Он говорит:

— Меня заинтересовал план превращения берегов Инкерманской бухты в зеленую зону, место отдыха, спортивных состязаний и физического развития. Этот вопрос неоднократно ставили и работники нашего предприятия — некуда выйти с семьей, негде отдохнуть, погулять. Ныне в лице молодого и энергичного головы Инкермана Ю.В. Аксенчикова мы нашли союзника, который обеспокоен разрешением социальных, бытовых и экологических проблем. Мне приятно, что наши устремления и видение перспективы совпали. О чем говорит его инициатива и вся его деятельность по благоустройству Инкермана? Что человек не просто временно сидит в этом кресле, а думает о завтрашнем дне. Считаю, что вся береговая зона, где ныне сконцентрированы различные производственные предприятия, в обозримом будущем должна превратиться из промзоны в место отдыха людей — и инкерманцев, и всех гостей, которые сюда приезжают. А дальнейшая работа вообще покажет целесообразность существования промышленных участков у морской акватории. И я уверен: жители сами станут на защиту окружающей среды и уже не позволят рассматривать свой город как перевалочную базу и хозяйственный двор Севастополя.

Прибрежный участок, который ныне отводится под зеленую зону, не раз становился объектом посягательства различных лиц, вынашивающих планы строительства новых производств. Кто только не покушался на эту землю и на эти причалы! Так, немалую борьбу пришлось выдержать Инкерманскому горсовету, пока удалось поставить заслон притязаниям фирмы "Акватория-порт", собирающейся построить здесь газовый терминал. Добро давалось в Севастопольском горсовете, и никто из городских властей не подумал спросить инкерманцев, нужен ли им еще один экологически опасный объект. Совсем не нужен! Ведь строить подземное хранилище сжиженного газа на 4 тысячи кубометров бутана или пропана собирались рядом с железнодорожной веткой, которая ведет в Севастополь, буквально в 20 метрах от железнодорожной насыпи, рядом с шоссе. Отсюда намеревались провести трубопровод по руслу реки Черной, создать резервный резервуар, чтобы перекачивать газ из одного хранилища в другое, а потом уже и на морской газоперевозчик, который должен подходить фактически в центр бухты. И никто не вспомнил, что напротив находится хранилище боеприпасов, рядышком, на Сахарной головке, — нефтяное хранилище. Опасность ходит рядом.

— Свои категорические возражения мы поставили в повестку дня сессии Инкерманского горсовета, — говорит Ю.В.Аксенчиков, — рассмотрели этот вопрос и вынесли решение о нецелесообразности размещения газового терминала на территории Инкермана. Было порядка 10 судов в хозяйственном суде по вопросу отмены договора-аренды земельного участка. Инкерманский городской совет выиграл суд. Действия учредителя фирмы признаны коррупционными, потому что во главе фирмы "Интергазпорт" стоит его сын, а сам он, являясь депутатом Инкерманского горсовета, собирался залоббировать распределение земельного участка, иначе говоря, получить его для своей фирмы.

Вот так, оказывается, совсем не просто создавать зону отдыха вместо газового терминала. Но раз одержана эта, пусть пока маленькая победа, значит есть надежда, что когда-нибудь войдут в Инкерманскую бухту яхты с разноцветными парусами.

Елизавета ЮРЗДИЦКАЯ.

На фото: Слева направо: К.А.Жумыкин, А.П.Жумыкин, Ю.В.Аксенчиков (Фото Д.Метелкина).

Другие статьи этого номера