Александр ТРАХАЧЕВ: «Все больше людей добровольно декларируют свои доходы»

Председатель Государственной налоговой администрации г.Севастополя убежден: платить налоги все предприятия должны по месту своей деятельности, а не там, где зарегистрирован их «головной офис»!
Очередная встреча журналистов с главным налоговиком города прошла в новом формате общения: вместо того чтобы устраивать дежурный пресс-рапорт в зале конференций об итогах, проблемах и планах ГНА, он пригласил «просто поговорить» по одному представителю от «Славы Севастополя+», радио и ТВ. Отметим сразу — беседа получилась откровенной и началась с нашего вопроса.- Буквально накануне нашей встречи Госказначейство объявило о перевыполнении в первом квартале плана поступлений. Сколь весома в этом успехе доля наших налоговиков?

— По графикам, которые были обнародованы на коллегии в Киеве, Севастополь дал казне средства сверх плана на 6,4% и занял прочное 10-е место среди всех регионов Украины. Конкретнее: налоговая служба города обеспечила в I квартале поступление в сводный бюджет 127 млн грн, что на 9% превышает плановые показатели. Темп роста поступлений на 5,3% выше индекса потребительских цен в нашем регионе за первые три месяца года. Отмечу, что уровень общего сбора в этом году выше, чем на 20 миллионов, или 19,6 %, превысил показатель аналогичного периода 2005-го. В госбюджет мы собрали 59,4 миллиона гривен — на 6,5% больше прогнозного задания Минфина. А в местный бюджет фактически поступило 67,6 млн грн, или 111,3 % от показателей доходной части бюджета, утвержденных городским и районными советами (60,7 млн грн). В прошлом году за это же время было привлечено 55,7 млн грн. Таким образом, уровень мобилизации налоговых поступлений в казну города превышен на 11,9 миллиона, или на 21,3 %. Отмечу, что количество лиц, уплачивающих НДС, сегодня составляет 96% от зарегистрированных, тогда как на 1 апреля 2005 г. их было 88,1%. Есть прогресс, согласитесь! Кроме того, процент добровольных плательщиков составляет уже 95! То есть сколько задекларировали они доходов, столько и платят. Хочу выделить и рост показателя сбора налога на прибыль — 116,6%. Это весьма отрадно! Уменьшилось в городе и количество убыточных предприятий. Отстающих — 24. Среди передовиков — 20 предприятий, которые дали в бюджеты свыше 38% всех поступлений. Наша большая благодарность им: морскому торговому порту, СК "Авлита", ЦКБ "Коралл", ОАО "ЭК "Севастопольэнерго", ЦСПК "Проминвест" и др. Снизили уровень платежей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года такие предприятия, как "Добрыня и Ко", "Натан" и др. Потеряли мы и порядка 10 млн грн стабильных поступлений от Севастопольского филиала "Укртелекома". Ныне они платят налоги в Киеве. Опять же это связано с несовершенством законодательства. Особенно заметна эта потеря летом, когда доходы предприятий связи колоссально возрастают. Но город от этого ничего не имеет, хотя используется его инфраструктура и пр. И налогов от "Золотой балки" город практически лишился. Такое положение нужно исправлять. Позиция моя неизменна: производители на нашей территории должны платить налоги здесь, а не по месту прописки "головной конторы" — в Киеве, Донецке, Харькове, Москве и т.д.

Налицо положительная тенденция, но я бы не хотел обольщаться: второй квартал будет намного тяжелее. Причины объективные. Основная связана с реконструкцией главного на сегодня бюджетообразующего предприятия города СК "Авлита": там предстоят значительные закупки нового оборудования, значит, будет большое возмещение НДС. Сейчас мы вместе думаем, как сделать в рамках закона, чтобы это не повлияло на общие показатели поступлений в бюджет. Хотя статистика и утверждает, что темпы роста производства в городе в настоящее время превышают 50%, адекватного прироста по налогам мы не видим. Поэтому тщательно анализируем эти цифры и всю ситуацию в целом.

Предприниматели начали понимать: мы стали более требовательно подходить к контрольно-проверочной работе. Но требуем не выполнения плана "доначислений", а лишь выполнения всех пунктов существующего налогового законодательства. А иногда, чтобы помочь предприятию встать на ноги, опять же в рамках закона готовы вместе искать компромиссы. Но я постоянно повторяю: "Господа бизнесмены, чтобы не было проблем, нужно всегда платить положенное в срок!"

— Истек срок кампании декларирования доходов, полученных гражданами в течение 2005 г. Сколько людей стало жить лучше? Увеличилось число ли преумноживших свои состояния? И многие ли говорят об этом добровольно?

— Сразу отмечу, что в этом году в кампанию декларирования мы сумели продемонстрировать большинству налогоплательщиков, что настроены на партнерские отношения с ними, что создали максимально удобные на сегодняшний день условия, чтобы они отчитались перед государством о своих доходах. И не зря: все больше людей нам доверяют и приходят легализовать заработанные деньги.

Окончательные итоги кампании подводить рано — сделаем это в июне. Обещаю! Но определенные выводы можно уже делать. По предварительным данным, в налоговые органы Севастополя от граждан поступило 2811 деклараций: 1166 — обязательных и на получение налогового кредита — 1645. Всего с задекларированных доходов ожидается поступление в бюджет порядка 3195000 гривен. Для сравнения: декларации о доходах за 2004 г. в Севастополе заполнили 2897 человек, в казну тогда поступило налога от них 1300000 грн.

Что касается числа миллионеров в городе, точно его пока не назову, но, думаю, их стало больше. Надеюсь, по крайней мере, по темпам роста поступлений. Свой валовой доход за 2005 г. задекларировали почти 11000 предпринимателей-физлиц — почти на 1800 больше, чем за 2004 г. Все вместе они заявили о сумме свыше 1 миллиарда 100 миллионов гривен! Это в 1,2 раза больше, чем за 2004 г. А темп роста поступлений от них в бюджет в сравнении с 2004-м составил 125%. Хотя это далеко не реальная картина богатства, которое есть в городе.

К сожалению, в декларировании доходов сегодня еще не наблюдается массового правдивого их отражения некоторыми категориями плательщиков. Как показывает практика, очень неохотно в налоговую инспекцию идут граждане, получившие доходы за границей. Севастополь — город морской, бывшая "рыбная житница" страны. И хотя сейчас флота рыболовецкого практически нет, как и рыбы, впрочем, моряки и рыбаки работают. В основном на чужих судах в чужих морях. Зарабатывают прилично, но налоги, по крайней мере у нас, почти не платят. Мы сейчас выходим с законодательной инициативой, чтобы обязать крюинговые фирмы сообщать нам всю информацию о заключенных контрактах. И если все легально, а между государствами, на которые работают наши граждане, и Украиной есть соглашение об исключении двойного налогообложения, нет никаких проблем. Наоборот, мы еще можем вернуть часть заработанного, если заграничная ставка налога выше нашей.

Также не хотят добровольно декларировать доходы граждане, которым выплачивались деньги от продажи ценных бумаг, сдачи жилья внаем, лица, получившие наследство или подарки.

Создается впечатление, что они просто не хотят понять, что государство идет навстречу всем: сегодня каждый гражданин Украины должен платить всего 13% от суммы своего общего дохода. В этом заинтересовано и население. Ведь средства от налога с физлиц — один из основных источников наполнения местного бюджета, финансирующего содержание коммунальных учреждений — больниц, школ, детсадов, библиотек, учреждений культуры и спорта. То есть "поделенные" с бюджетом деньги в конце концов возвращаются самим же плательщикам в виде разного рода социальных услуг.

— Когда найдутся действенные механизмы взимания налогов от сдачи жилья внаем и разного рода мини-гостиниц?

— Многие лица, получающие доход от сдачи внаем жилья, просто не знают, что по закону нужно платить всего 13% от полученного ими. И, как говорится, спать абсолютно спокойно! Причем налог этот квартиросдатчик платит в течение года авансом, сам ведет учет доходов, а нам представляет декларацию по окончании отчетного года (до 1 апреля).

Увы, по итогам деятельности за 2005 г. лишь 286 граждан отчитались за деньги от сдачи внаем жилья. Но даже эта сумма в общем впечатляет — 1666000 грн. Сам налог с данной суммы составил для "заявивших о себе" 216600 грн.

Установление граждан, сдающих внаем жилье (квартиры, дома и пр.), — дело сложное, но возможное. Не раскрывая ведомственных секретов и ноу-хау, скажу, что проводится оно налоговой службой в ходе учета по земельному налогу, по объявлениям в печатных изданиях, в Интернете (там частных гостиниц — море, и все наперебой зазывают!), а также при проведении проверочной работы, в основном на основании обращений (жалоб, заявлений) граждан — соседей квартиросдатчиков. Плотно работаем с коммунальными службами по фактическому расходу в сдаваемых помещениях воды, электроэнергии и т.д. Так что полный перечень людей, которые этими видами бизнеса занимаются, у нас уже есть.

Но и анализ декларируемых гражданами доходов, материалы проведенных обследований, пояснения самих квартирантов свидетельствуют, что установить фактические суммы получаемых физлицами доходов, а соответственно заставить их делиться, довольно трудно. Как правило, документально такие сделки не оформляются и нигде не регистрируются, передача платы за аренду (найм) происходит из рук в руки. Опрос владельцев и их "гостей" или "родственников" свидетельствует, что проживание осуществляется за "незначительные деньги", плату только за коммунальные услуги (которая, кстати, также является доходом) или вообще "за спасибо". Так что без добровольного согласия квартиросдатчиков ввести их в круг добровольных налогоплательщиков пока невозможно.

Хотя по статье 9 закона Украины "О налоге с доходов физических лиц" договор аренды недвижимого имущества, заключенный между физлицами, подлежит нотариальному удостоверению. При этом нотариус обязан проинформировать о договоре налоговый орган. Но… информация по таким заключенным договорам нам практически не поступает, т.к. договоры (если они и заключаются) у нотариусов не удостоверяются. И причины несоблюдения законодательства — отсутствие ответственности за эти нарушения.

Так что в этой области для нас еще работы непочатый край. И здесь хотелось бы ощутить помощь местных жителей — соседей этих "отелей", "садовых домиков" и квартир с "повременной оплатой". Хотя и своими силами в 2005 г. мы уже поставили на учет 366 физлиц, предоставляющих услуги проживания и отдыха. Из них 75 — в частных домах. Кроме того, в налоговых службах города стоят на учете 53 субъекта хозяйствования — предпринимателя, ведущих деятельность в "частных гостиницах" и "пансионатах".

— Александр Сергеевич, а вы верите, что курортная отрасль станет в Севастополе главной составляющей бюджета?

— Если это и будет, то очень нескоро! Хотя Севастополь, не являясь чисто курортным городом, по моим уже наблюдениям летом увеличивается по населению минимум раза в три! Поэтому мы серьезно думаем о перспективах. Ведь фундамент поступлений даже такого далекого будущего закладывается сегодня. Поэтому в марте было проведено заседание коллегии, посвященное подготовке и проведению курортного сезона 2006 г. Поставлены основные задачи налоговой службы города на это лето — обеспечить доходную часть бюджетов всех уровней не за счет увеличения налогового бремени, а благодаря следующим факторам:

— привлечению к уплате налогов предпринимателей, осуществляющих деятельность без регистрации и других разрешительных документов в сфере общепита, торговли продуктами питания, алкогольными и табачными изделиями, игорного бизнеса, сдачи жилья внаем;

— выявлению фиктивных фирм, которые поставляют в курортные зоны и реализуют ГСМ, спиртные напитки, продукты питания и другие товары, пользующиеся повышенным спросом у отдыхающих;

— выводу доходов санаторно-курортного комплекса из тени;

— контролю за деятельностью СПД, реализующих за наличный расчет путевки в пансионаты, базы отдыха, гостиницы и т.п.;

— постоянному контролю за полнотой взимания рыночного сбора с торгующих;

— продолжению операций "Контрабанде — стоп!", "Акциз" по противодействию незаконному обороту подакцизных товаров, ликвидации каналов незаконного поступления товаров на внутренний рынок и т.п.

— Проверялись ли налоговой службой Севастополя факты, озвученные во время предвыборной кампании кандидатом в депутаты Сергеем Кондратевским о якобы имевших место злоупотреблениях бывших руководителей города и ГНА?

— Нет. Я мог бы оставить это без комментариев, но, учитывая, что у нас откровенная беседа, поясню. Во-первых, мы не имеем права по заявке какого-либо человека идти и что-то проверять. Да, мы проверяем факты незаконной торговли, иной деятельности, но просто обвинения… Если есть доказательства, их должны расследовать прокуратура, другие контролирующие органы. Во-вторых, во время избирательной кампании мы проверяем только по заданиям ЦИК. Лично я, как человек активный, за многим следил, слушал. И иногда хотелось, признаюсь, набрать номер прямой линии на том или ином эфире, задать кое-какие вопросы. Но я всегда придерживался принципа: налоговая служба не ограничивается официальным днем работы, она всегда должна оставаться в рамках закона. Во время выборов, отмечу, можно услышать многое. Даже хорошие обещания, но они, увы, часто потом не выполняются… Наконец, в-третьих, господин Кондратевский, мог бы и после выборов обратиться к нам с официальным заявлением. Тогда бы мы дали ему ход в рамках налогового законодательства. Но он не обратился.

А чтобы завершить обсуждение выборов вообще, скажу, что я уже встречался с новым главой горсовета. Валерий Владимирович Саратов не один год возглавлял нашу службу в городе, хорошо знает специфику работы ГНА, у него большой жизненный опыт, я думаю и надеюсь на плодотворное сотрудничество местных советов и налоговой службы города и районов.

— Спасибо!

Другие статьи этого номера