Сергей ЗАПОРОЖЕЦ: «Мы не судим, а занимаемся организационным обеспечением деятельности судов»

С 1992 года в Украине как демократическом государстве идет судебно-правовая реформа на основе принципов, закрепленных в Конституции. Прежде из трех ветвей власти меньше внимания уделялось именно судебной. Какое место занимают Государственная судебная администрация Украины и ее территориальные управления в судебной ветви власти?- Прежде чем остановиться на месте и роли судебной администрации, — говорит начальник этого управления Сергей Запорожец, — хочу отметить, что само слово "судебная" в названии нашего органа отражает именно ее специальный статус и предназначение, так как в судебную ветвь власти мы организационно не входим. Указ о создании Государственной судебной администрации был подписан Президентом Украины 29 августа 2002 года. Данное новообразование представляет собой некую систему органов исполнительной власти со специальным статусом, которая занимается организационным обеспечением деятельности судов, а также иных органов и учреждений судебной системы. Существует несколько предложений по улучшению качества работы Государственной судебной администрации Украины, в том числе и передача ее в судебную ветвь власти по примеру Российской Федерации.

Многие граждане приходят к нам с жалобами на работу судей. К сожалению, мы не в силах их рассмотреть, так как этими вопросами судебная администрация не занимается. Нашей главной задачей является обеспечение судов надлежащими условиями для работы.

— Вы уже говорили, что недостаточно внимания уделялось со стороны государства судам. Как сейчас обстоит этот вопрос, прежде всего в плане финансирования.

— Средства выделяются 752-м судам общей юрисдикции, академии судей, 27 управлениям и центральному аппарату.

Согласно Закону Украины о Госбюджете на 2006 год, предусмотрено финансирование расходов на сумму более чем один миллиард 277 миллионов гривен. Этой, на первый взгляд, огромной суммы достаточно лишь для того, чтобы обеспечить потребности всего на 55 процентов.

Тем не менее за сравнительно небольшой период нашей работы ушли в прошлое проблемы снабжения судов предметами первой необходимости. Еще недавно в судах можно было увидеть объявления, что при обращении в суд необходимо с собой приносить папки, бумагу, конверты и т.п. Сейчас этот вопрос с повестки дня снят. Идет процесс компьютеризации, создания единых сетей. Введена электронная почта, в Интернете есть сайт, где можно получить интересующую граждан информацию.

— Расскажите о состоянии севастопольских судов.

— Сегодня большинство судов размещаются в помещениях, в которых из-за недостатка рабочей площади невозможно создать условия, удовлетворяющие требованию суда. Нет достаточного количества залов судебных заседаний, отсутствуют совещательные комнаты, комнаты для прокуроров и адвокатов, помещения для конвоя и подсудимых, свидетелей, т.е. нет предусмотренных процессуальным законодательством помещений. В связи с проведением судебной реформы появляются новые проблемы — размещение созданных административных судов.

Но у нас есть и чем гордиться. Начиная ремонтные работы в Гагаринском районном суде, мы сами не ожидали, что получится своеобразная модель создания надлежащих условий для отправления правосудия. Вопрос модельности судов стоит давно, и мы неоднократно в средствах массовой информации об этом говорили. Здесь у каждого судьи есть отдельный блок, в котором размещаются кабинеты судьи, помощника и секретаря судебного заседания, свой зал судебных заседаний. В перспективе — создание режимности доступа в этом суде. Думаю, что в этом году при условии обещанного финансирования мы перережем ленточку и перейдем в нормальный, полноценный режим работы суда.

В Балаклаве суд оказался в самом плачевном положении при наличии одного зала судебного заседания, что в целом ставит под сомнение возможность его функционирования. На местном уровне было принято решение о передаче в аренду управлению для размещения этого суда в бывшем здании районного отдела милиции. Очень жаль, что это здание длительное время использовалось не по назначению и потеряло свою привлекательность. Не хочу раскрывать всех планов — еще не сбудутся, но наработки уже существуют, понимание со стороны властей города достигнуто.

Есть свои трудности и в Ленинском суде. Учитывая, что здание находится в историческом центре города, выйти за его границы мы не можем. Приходится работать с максимальным использованием площадей, вплоть до двухуровневого подвала.

В вопросе апелляционного и окружного административных судов было принято соответствующее решение городским советом о передаче в аренду управлению комплекса помещений по улице Суворова, 16, для их размещения. Однако эти помещения находятся в плачевном состоянии и требуют серьезных вложений. Есть весомая проблема. Сроки для введения их в эксплуатацию минимальны. Поэтому вполне реально, что вышеуказанные суды начнут свою работу на базе другого суда, то есть потеснив кого-то.

— Помогает ли город судам?

— С момента создания управления нами подготовлена уже вторая региональная программа "Об обеспечении судов помещениями на 2006-2010 годы". Президент Украины и председатель ВРУ на VII съезде судей высказали свою озабоченность существующими проблемами в судах. Они обещали максимальную поддержку.

На местном уровне благодаря ранее действовавшей региональной программе получен из местного бюджета один млн 121 тысяча гривен, основная масса из которых пошла на ремонт помещений апелляционного суда г. Севастополя, частично — на Балаклавский, Ленинский районные и Севастопольский апелляционный хозяйственный суд.

Мы направили нашу региональную программу на утверждение в городскую государственную администрацию и городской совет. Однако до сих пор решение со стороны городских властей не принято. Мы надеемся, что депутаты, избранные в городской совет нового созыва, откликнутся на наши просьбы и окажут помощь судебной ветви власти города.

— Спасибо.

Другие статьи этого номера