Севастополь чуть не остался без «выстраданного» в 2005 году генерального плана. По причине его фальсификации?

Севастопольский городской совет V созыва так активно взялся за работу, что только в течение одного пленарного заседания 2-й сессии расставил по местам ряд «висевших» годами земельных вопросов. В частности, был утвержден перечень земельных участков, право на аренду которых приобретается на торгах, а также выставляемых на конкурс по определению арендаторов. Но главное — принял решение «Об организации работ по разграничению земель государственной и коммунальной собственности в границах города Севастополя». Во время слушания этого вопроса Севастополь чуть не остался без генерального плана, принятого прошлым созывом горсовета в конце 2005 года, потому что новый депутатский корпус посчитал его сфальсифицированным.

По словам председателя постоянной комиссии по вопросам градостроительной политики, регулирования земельных и водных отношений депутата Дмитрия Белика, вопрос о разграничении земель был наиболее важным, поскольку проведение такой работы возложено на местные советы законодательством Украины. Это раз. Второе: от взвешенности этого решения зависит территориальная целостность Севастополя. Дело в том, утверждает Дмитрий Белик, что генеральный план, который недавно официально поступил в городской совет, существенно отличается от того генплана, который утверждали депутаты прошлого созыва. Тогда принимался генплан, в котором Севастополь являлся городом со своими границами: с Ялтой (с одной стороны) и Бахчисараем (с другой) — и имел территорию чуть более 86 тысяч гектаров земли. Именно таковым Севастополь стал благодаря проекту установления границ, выполненному Крымским филиалом института землеустройства в 1993 году. Генплан, выставляемый на общественные слушания и представленный депутатам в 2005 году, выглядел именно так. "Сейчас мы с удивлением обнаруживаем интересные вещи: в генплане появляется городская черта, которую провели по Камышовскому шоссе и которая отделила город от остальной части. Получилось две зоны! Это самый натуральный подлог!" возмущается председатель земельной комиссии горсовета.

Итак, в генеральном плане, обнародованном в 2006 году, по мнению депутатского корпуса, появилось понятие "город-регион", повлекшее за собой разделение Севастополя на территорию населенного пункта площадью 11,7 тыс. га и территорию за пределами города в 74,4 тыс. га. Для тех, кто считает, что это просто словоблудие и что в Севастополе остались все те же 86 тыс. га земли, поясняем: право распоряжаться землями населенного пункта принадлежит городскому совету, а вот все остальное — это уже, граждане, земли государственной формы собственности. Ими распоряжаются Кабинет министров Украины и городская госадминистрация как представитель государства в Севастополе. А это значит, что из-под разрешительного росчерка пера депутатов городского совета ускользнула львиная доля севастопольских земель!

Но, говорят в один голос депутаты, это далеко, и очень далеко, не главное. Плата за аренду земель государственной формы собственности перестанет поступать в городской бюджет — это прямой удар по интересам громады. Но еще важнее: нарушение территориальной целостности города нечто иное, как "начало конца". Разграничение может стать поводом для проведения административно-территориальной реформы, которая лишит Севастополь особого статуса. "Хотя нам очень не хотелось бы думать, что некоторые наши чиновники, внесшие правки в генплан, подыгрывают тем людям в Киеве, которые хотят провести здесь административно-территориальную реформу", — говорит Дмитрий Белик.

Депутаты были так "убиты" представленной на сессии информацией, что даже предлагали отменить генеральный план вовсе — до приведения его в соответствие с ранее принятыми решениями. Но горячиться не стали. Обязали СГГА в срок до 1 июля 2006 года вернуть генплан в прежние границы, провести служебное расследование по факту несоответствия представленной градостроительной документации, а также вплотную заняться работой по разграничению земель. Причем видение земель государственной формы собственности со стороны исполнительной ветви власти должно совпасть с мнением горсовета по этой категории участков. То есть в госсобственность должны отойти земли воинских частей, железных дорог и под существующей государственной инфраструктурой. А пока госадминистрация работает над поставленными задачами, горсовет обратился еще и в прокуратуру "по факту служебного подлога в градостроительной документации генерального плана".

Кстати, решение "Об утверждении перечня земельных участков, право на аренду которых приобретается на земельных торгах", принятое на этой же сессии, есть прямое продолжение описанной выше скандальной ситуации. Среди утвержденных депутатским корпусом к продаже значатся, например, четыре участка в районе мыса Сарыч и один на мысе Толстом. А ведь они могли бы в случае "город-регион", по мнению Д. Белика, отойти государству! Вообще из предложенных госадминистрацией к продаже прав аренды 43-х участков горсовет утвердил только 26. 17 были отклонены. Говорят, что эти участки расположены или на придомовых территориях, или в парковой зоне. Вариант последующей передачи снятых с продажи участков в аренду бесплатно, как это практиковалось ранее, отклоняется. Поскольку, уверяют депутаты V созыва, "нельзя разменивать зеленую зону на объекты соцкультбыта". К утвержденным 26-ти участкам горсовет добавил еще пять своих — так что на аукционах бюджет города получит запланированные средства. Есть только одно "но": из двух проведенных в прошлом году аукционов один был весьма удачным, а второй — провальным. Так что городскому совету, у которого впереди пять лет работы, еще предстоит делать выводы о перспективности аукционов. Пока же замыкаться только на них горсовет не стал и решил выставить пять участков еще и на конкурс по определению арендаторов. Здесь, надо полагать, будут выбирать из тех, кто предложит большую арендную плату да и вообще пообещает городу что-нибудь заманчивое.

И последнее. Чтобы уж наверняка быть в курсе всех земельных дел, депутаты приняли еще одно концептуальное решение — о создании так называемой земельной палаты. По сути говоря, это будет исполнительный орган Севастопольского городского совета в сфере регулирования земельных отношений. Именно он будет заниматься организацией и проведением земельных аукционов и конкурсов, осуществлять контроль за соблюдением договоров аренды, выдавать госакты на пользование землей, разрешать земельные споры, вести разграничение земель. В конце концов, утверждают депутаты, этот мощный орган облегчит жизнь настоящим и будущим арендаторам, поскольку благодаря ему процесс прохождения документов не увеличится на одно звено, а значительно ускорится.

Ирина КАРАТАЕВА.

От редакции

Из неофициальных источников корреспондентам "Славы Севастополя+" стало известно, что сотрудники администрации считают произошедшее с генпланом досадной нелепостью. После проведенных расследований, считают в СГГА, с исполнительной ветви власти будут сняты все обвинения, которые пока, считают там, носят голословный характер.

Другие статьи этого номера