Певец ратного подвига

Выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Франца Алексеевича Рубо, открылась в выставочном зале Панорамы.
Авторы выставки «Франц Рубо — певец ратного подвига» — С.В.Костюченко, заместитель директора музея по научной части, С.П.Гюнерфаут, заведующая филиалом «Панорама», и Е.П.Попова, заведующая реставрационно-оформительским отделом музея, автор художественного оформления.На выставке впервые экспонируются не только этюды, но и эскизы Ф.А. Рубо периода его работы над панорамой "Штурм 6 июня 1855 г.", некоторые из спасенных в 1942 году фрагментов живописного полотна. Авторами была подготовлена не только выставка, но и красочный иллюстрированный каталог "Этюды и эскизы Ф.А. Рубо к панораме "Штурм 6 июня 1855 г." Художник написал около 50 этюдов и эскизов, 22 из которых находятся в коллекции Музея героической обороны и освобождения Севастополя. На выставке их предложено 9, остальные представлены в экспозиционном зале панорамы.

Когда Ф.А. Рубо получил правительственный заказ на создание панорамы "Штурм 6 июня 1855 г.", после окончания войны прошло 45 лет, но в Севастополе все еще дышало событиями обороны 1854-1855 гг., были живы ее участники и очевидцы. Ежедневно к восходу солнца Ф.А. Рубо поднимался и писал виды местности при раннем утреннем освещении, именно в то время суток, когда начался штурм 6 июня 1855 г. Художник прорабатывал характерный севастопольский пейзаж — холмы, овраги, иногда намечал расположение некоторых бастионов и батарей — так были созданы эскиз и этюд "Вид с Малахова кургана", эскиз "На горизонте". Представленный на выставке этюд "В районе батареи Жерве" также написан с высоты Малахова кургана. В нем проработаны детали композиции сцены боя за батарею Жерве. В Севастополе в распоряжение художника были выделены солдаты и матросы. Они позировали, а Ф.А. Рубо запечатлевал фигуры в различных ракурсах, отдельные моменты боевых действий и бытовых сцен: работу у орудий, переноску раненых, штыковые атаки (этюды "Солдат с носилками", "Солдат со спины", "Горнист и заряжающий солдат", "Солдат с ружьем").

Три панорамы, созданные Ф.А. Рубо ("Штурм аула Ахульго" (1890), "Штурм 6 июня 1855 г." (1905 г., с 1954 г. — "Оборона Севастополя 1854-1855 гг."), "Бородино" (1912 г., с 1962 г. — "Бородинская битва"), подвергались разрушениям. Севастопольская панорама получила повреждения в годы Великой Отечественной войны. Фашистские бомбы разрушили здание, и уникальная картина загорелась. Матросы, солдаты, мирные жители буквально голыми руками тушили огонь, разбирали завалы. Безвозвратно была утрачена почти треть полотна. То, что удалось спасти, резали на куски. Из пылающего здания защитникам города удалось спасти 86 фрагментов живописного полотна, но воссоздать его заново оказалось непросто. На спасенных обгоревших кусках картины было множество повреждений. Использовать их можно было лишь для написания копии. В настоящее время в фондах музея хранится 37 фрагментов полотна панорамы Ф.А. Рубо "Штурм 6 июня 1855 г.", нуждающихся в незамедлительной реставрации, и эта работа уже началась. На выставке представлены два фрагмента: "Черниговцы", прошедший реставрацию в 2006 году, и "На батарее", практически уже не подлежащий восстановлению.

— Сегодня задается очень много вопросов о судьбе сохранившихся фрагментов. Мы готовы приложить силы, чтобы в дальнейшем экспонировать их, — утверждает Юрий Иванович Мазепов, директор Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Этюды, эскизы и спасенные фрагменты живописного полотна севастопольской панорамы, представленные на выставке, интересны не только для истории ее создания, но имеют самостоятельное художественное значение. Они написаны на картоне и холсте гуашью и маслом и знакомят с прекрасной художественной техникой Ф.А. Рубо, дают возможность представить тот напряженный творческий момент, который прошел художник от написания отдельного этюда или эскиза до создания великого произведения — панорамы "Штурм 6 июня 1855 г."

Другие статьи этого номера