Безнадзорные дети — проблема социальная

По информации Министерства по делам семьи, молодежи и спорта Украины, на учете служб по делам несовершеннолетних состоит свыше 145 тыс. детей. Они бродяжничают и попрошайничают. На учете в органах внутренних дел пребывает ежегодно около 40 тысяч детей, которые совершили преступления и правонарушения.
На учете в службе по делам несовершеннолетних Севастопольской городской государственной администрации состоят 426 беспризорных детей (1,6% от общего количества детей в г. Севастополе), а на учете в органах внутренних дел — 636 детей, которые совершили преступления и правонарушения.

КРИЗИС ДЕТСТВА

В первой половине 2006 года органами государственной контрольно-ревизионной службы проведено аудиторское исследование эффективности использования средств государственного и местных бюджетов на осуществление мероприятий, направленных на преодоление детской беспризорности и безнадзорности, содержание приютов для несовершеннолетних за 2003-2005 годы.

В Севастополе количество беспризорных детей, состоящих на учете в службе по делам несовершеннолетних Севастопольской ГГА, сократилось с 607-ми в 2003 году до 426-ти в 2005-м. Уменьшилось и количество детей, совершивших преступления и правонарушения и состоявших на учете в органах внутренних дел — с 855-ти человек до 636-ти. Количество воспитанников городского приюта для несовершеннолетних сократилось с 228 детей до 157-ми.

В 2003-2005 годах на осуществление мероприятий по преодолению детской беспризорности и безнадзорности, содержание городского приюта для несовершеннолетних направлены бюджетные средства в сумме 1049,9 тыс. грн, и объемы финансирования ежегодно возрастают. Кроме того, поступают средства специального фонда — от благотворительных, общественных организаций, частных предпринимателей. В исследуемом периоде они составили 51,4 тыс. грн.

Количество беспризорных и безнадзорных детей ежегодно уменьшается. Однако анализ показывает, что результат проведенной работы не всегда отвечает цели — забрать ребенка с улицы и решить вопрос его эффективного дальнейшего обустройства.

Невзирая на то, что государство декларировало приоритет семейного воспитания ребенка (ст. 5 Семейного кодекса), в 2005 году под опеку и заботу среди воспитанников приюта не взят ни один ребенок. То есть не было обеспечено право детей на семейное воспитание.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Институт приемных семей начал свое реальное функционирование в Севастополе с 2003 года, согласно распоряжению председателя СГГА от 18.09.2002 N 1389-р "О введении в г. Севастополе новой формы семейного воспитания детей-сирот — института приемной семьи". 14 августа 2003 года президиумом коллегии СГГА принято решение создавать в городе не менее двух приемных семей ежегодно. Однако за весь указанный период было создано две приемные семьи.

Одной из причин такого положения дел является тот факт, что до настоящего времени не разработан четкий, удобный механизм подготовки кандидатов в приемные родители и подбора кандидатов из числа детей для воспитания в приемных семьях. Нет достаточной рекламно-информационной кампании и, самое главное, — обязательных в этом случае социальных льгот и гарантий. То пособие, которое получают семьи на содержание детей и в качестве вознаграждения, до января 2006 года было нерегулярным, недостаточным. Увеличение пособия до двух прожиточных минимумов на каждого ребенка, возможно, послужит толчком для увеличения количества приемных семей.

Необходимо расширять социальные гарантии, предоставляемые государством людям, желающим взять на воспитание ребенка. Это могут быть беспроцентные ипотечные кредиты и гарантированное бесплатное оздоровление семьи, льготное выделение земли в частную собственность с дальнейшим оформлением доли на приемных детей, льготы для развития малого семейного бизнеса. Подобная поддержка позволила бы перерастать приемным семьям в более крупные формирования — семейные детские дома. Этот вопрос неоднократно поднимался, например, семьей Ф., имеющей желание развивать в дальнейшем свою семью в качестве семейного детского дома.

Единственный семейный детский дом, созданный в Севастополе в 1991 году, в настоящее время также нуждается в существенной реорганизации. Статус юридического лица, присвоенный детскому дому семейного типа в 2005 году решением сессии городского совета "О создании коммунальных воспитательных, общеобразовательных учебных заведений и учреждений и утверждении их уставов", не отвечает интересам детей — воспитанников детского дома. С января 2006 года финансирование данного учреждения осуществляется через управление социальной защиты населения Нахимовского района г. Севастополя и предполагает такие же выплаты, как и на содержание детей в приемной семье. Кроме того, за годы существования семейного детского дома не решен вопрос юридической законности получения детьми прописки по адресу проживания и самого факта существования вновь построенного здания детского дома. В настоящий момент необходимы срочные меры со стороны исполнительной, законодательной власти города и прокуратуры, направленные на установление статуса семейного детского дома, юридическое оформление здания, а также финансирование расходов по его содержанию.

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ГАВРОШЕЙ

На основании Указа Президента Украины от 21.02.03 N 154/2003 "О государственной программе предупреждения детской безнадзорности на 2003-2005 годы" разработана Региональная программа предупреждения детской безнадзорности в г. Севастополе на 2003-2005 годы. Программой определена необходимость создания в городе центра социально-психологической реабилитации детей и подростков. Однако такой центр в настоящее время в городе не функционирует, денежные средства на его создание в городском бюджете не предусматривались. Нерешенным остается вопрос о предоставлении помещения для центра. Его планировалось разместить в одном из зданий ПТУ N 8 в Инкермане. Однако впоследствии на уровне Министерства образования и науки и Министерства внутренних дел Украины комплекс зданий бывшего ПТУ было решено передать управлению УМВД Украины в г. Севастополе. Именно там, кроме прочих учреждений УМВД, предполагается разместить и приемник-распределитель для несовершеннолетних правонарушителей. В итоге город остался без необходимого ему центра социально-психологической реабилитации, а единственный городской приют для несовершеннолетних на правах арендатора — в сложных, стесненных условиях: без спортивного зала, складских помещений, спортивной площадки, гаража.

Учитывая результаты проведенного исследования, с целью повышения эффективности использования бюджетных средств, направленных на мероприятия по преодолению детской беспризорности и безнадзорности, подготовлен ряд предложений нормативного и организационного характера для реализации как на государственном, так и на региональном уровне.

Другие статьи этого номера