В настоящий момент существует много публикаций, посвященных дорожно-транспортным происшествиям и юридическим отношениям, возникающим при этом.
Так уж сложилось, что все мы так или иначе связаны с этим проявлением жизни и часто сталкиваемся с ним, независимо от того, случилось ли это с вами, вашими родственниками или знакомыми. Но уж если это произошло, то всегда возникает вопрос: кто виноват в ДТП?Мы не будем рассматривать схему определения виновности как таковую, остановимся лишь на том, из чего складывается вина и какие факторы влияют на её определение.
Основой в определении виновности того или иного участника ДТП являются фактические данные, которые установлены на месте происшествия: это схема происшествия, протокол осмотра места происшествия, объяснения участников и т.п., что отображают сведения о ДТП и его механизме. От правильности составления этих документов зависят дальнейшее разбирательство и его результат. Говорить о том, как они должны составляться и какие могут при этом возникать неточности и нарушения, на мой взгляд, не имеет смысла, так как на месте происшествия участники ДТП находятся в состоянии стресса и вряд ли смогут оценить правильность составления документов.
Независимо от всего объяснение участников ДТП — это одно из важнейших составляющих материала о ДТП. Именно на его основе лицо, рассматривающее данный материал, получает информацию о механизме ДТП. Зачастую объяснение содержит в себе "сочинение на вольную тему". Однако важно, чтобы в нём было максимальное количество факторов и обстоятельств, отражающих механизм развития ДТП.
Кроме того, важной составляющей в установлении виновности является заключение автотехнической экспертизы (исследования). Чаще всего этому уделяется мало внимания, хотя мнение специалиста является фактически обобщающим требованием Правил дорожного движения Украины и устанавливает как наличие несоответствий в действиях водителя, так и причинную связь действий водителя с ДТП с технической точки зрения.
Интересно, например, то, что виновными в ДТП могут быть не только участники самого ДТП. То есть ДТП произошло по причине ненадлежащего состояния дорожного покрытия, отсутствия предупреждающих знаков и разметки, согласно ДСТУ N 3587-97 "Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и ж/д переезды. Требования к эксплутационному состоянию", п. 3.1.2 — "Предельная глубина выбоин не должна превышать четырех сантиметров на дорогах 1-3-й категории и групп А и Б улиц, населенных пунктов и шести сантиметров для остальных категорий дорог". Любой водитель, получивший такую информацию, поймёт, почему дороги нашего города находятся в таком плачевном состоянии. Грустно осознавать, что дорога с выбоинами до четырёх сантиметров на самом деле считается ровной проезжей частью.
Обобщая всё вышесказанное, следует сделать вывод о том, что виновность складывается из ряда факторов, что в конечном итоге устанавливает истину по делу.
Процесс сбора данных для установления вины лиц, участвующих в ДТП, довольно сложный, ведь эта информация должна быть основательной и неподлежащей обжалованию при разрешении спора.
Правильно собранная и зафиксированная информация с места происшествия является залогом успешного рассмотрения дела. Ее полнота и качество напрямую связаны с профессионализмом лица, работающего на месте ДТП.