Первый в Севастополе — первый в Украине

Как известно, с 22 по 26 августа в связи с 15-летием независимости в Экспоцентре Украины в г. Киеве имела место быть выставка под названием «Барвиста Украина». С выставки с золотой медалью возвратился загулявший в столице директор проектного института «Моргидропроект» Владимир Владимирович СТЕФАНОВСКИЙ и тут же был допрошен нашим корреспондентом. Вот что он рассказал, отвечая на наши вопросы.- Чем славен Севастополь? В первую очередь своей героической историей. С этим никто не спорит. А еще — количеством причалов. Больших, маленьких, совсем мелких. Однако если их всех "выстроить" в один "причальный строй", то это будет линия протяженностью 20 км. Хотя и с трудом, но это доступно воображению каждого севастопольца. Однако можно поспорить, что далеко не всем удастся представить у наших севастопольских причалов судно грузоподъемностью 150000 тонн. 20000, 30000, даже 50000 — можно. А вот 150000 — такого не было. Но будет. И скоро.

Проект реконструкции причала N 20 (Северная сторона), ранее принадлежавшего "Севморзаводу", с увеличением глубины у причальной стенки (у кордона) до 170 м уже завершен. Старый причал будет похоронен. Хотя его несущие конструктивные элементы останутся "работать" совместно с новыми. Несущим хребтом причала являются буронабивные, в металлической оболочке, сваи диаметром более метра. На них будут покоиться подкрановые балки, способные выдержать нагрузку от трех 100-тонных кранов. 100 тонн — это небывалая грузоподъемность портальных кранов не только для Севастополя. Более тысячи свай разного диаметра удерживают верхнее строение, обеспечивающее работу кранов и трех железнодорожных составов, расположенных между подкрановыми балками.

Для удержания подпричального грунта-откоса применен шпунт бельгийского концерна ProfilABED. Краны — немецкие, фирмы "Liebher". Техническая мысль и экономика без границ! По заказу СК "Авлита" проект причала разработан проектным институтом "Моргидропроект". Причал с такими характеристиками и возможностями — первый в Украине. Даже такие порты, как "Южный" и "Ильичевский", в этом плане остались позади. Не в смысле грузооборота порта, а возможности приема и обработки судна с таким водоизмещением. Севастополю есть и будет чем гордиться. Нужно лишь умело и эффективно использовать свои природные и интеллектуальные ресурсы и возможности. Не следует упускать из виду и то обстоятельство, что морские и речные порты, причалы — это не только важное звено народнохозяйственного комплекса. Это еще и стратегический ресурс государства.

Вот на сегодня этого "стратегического ресурса" у Севастополя целых 20 км. А скоро будет 20 км и 400 м. И эти 400 метров обеспечат увеличение грузооборота на 3 млн тонн в год. Если сегодня грузооборот Севастополя составляет 4,5 млн тонн в год, то после ввода в эксплуатацию глубоководного причала составит 7,5 млн тонн.

Что значат для города эти 400 метров причального фронта в денежном выражении? С учетом того, что с каждой тонны обработанного портом груза бюджет получает от 5 до 8 гривен, нетрудно подсчитать прибавку к бюджету города. Увеличение перегрузочных возможностей города на 3 млн тонн — это 20 млн гривен.

Однако не все измеряется в денежном выражении. Глубоководные причалы города — это его "грузовой" авторитет, инвестиционная и даже туристическая привлекательность. Это и архитектура морского города. Его лицо.

Для справки. По официальным данным, в Севастополе насчитывается 287 причалов. 144 из них на условиях аренды принадлежат Черноморскому флоту, 26 — ВМСУ. То есть военным ведомствам принадлежит больше половины причального фронта — 190 причалов. Народнохозяйственному комплексу — лишь 97, т.е. 33%. Хорошо это или плохо? Сразу и не сказать. Необходима всесторонне обоснованная долгосрочная концепция развития города.

Наш город, как известно, — это на фоне общих для всей страны социальных вопросов еще и пересечение большого количества проблем идеологического, мировоззренческого, политического, национального и т.д. характера. Но независимо от партийных, мировоззренческих и других "взглядов на вещи" нам необходимо обустраивать и облагораживать место своего обитания.

Расширение и укрепление морехозяйственного комплекса поможет укрепить социальную сферу. Это уже немаловажно. Хотя и недостаточно.

Особенность, уникальность проекта реконструкции причала N 20 состоит в сложности геологических условий, стесненности территории, необходимости "похоронить" старое сооружение с максимальным использованием его несущих конструктивных элементов, а главное — удвоить глубину у стенки. Это не рядовая работа даже для коллективов ведущих проектных институтов.

— А кого вы могли бы отметить из своих сотрудников?

— Все работали с полной отдачей и физических, и интеллектуальных возможностей. Главный инженер проекта Александр Семенович Мартиросов. Главный специалист — начальник отдела портов и гидросооружений Андрей Степанович Деев. Необходимо отметить, что проект — это реализация коллективной мысли не только проектного института. Часто свой рабочий день непосредственно в институте начинали представители эксплуатирующей и подрядной организации — СК "Авлита" и ЗАО "Морстрой". "На связи" постоянно находились и поставщики оборудования и материалов — бельгийские и немецкие фирмы, севастопольские и украинские проектные и подрядные организации. В "застольных беседах" на причальную тему принимали участие даже сотрудники предприятия "Трансмост" (Черновцы), которое "развязывает" пересечение Балаклавского и Ялтинского шоссе на 10-м км. Расчет несущей способности конструктивных элементов и общей устойчивости сооружения выполнял известный в городе конструктор Владимир Николаевич Коротков.

На выставке, посвященной 15-летию независимости Украины, проект получил диплом и золотую медаль "Лучший отечественный товар года". Хотя в производственно-промышленном плане этот "товар" будет символом города Севастополя, да и Украины, не один год. А город Севастополь с каждым годом будет превращаться из дотационного в самодостаточный.

— А что вы скажете о сегодняшнем Киеве?

— Что Киев, что Севастополь — это противостояние национального и советского топонима, Щорс уживается с Грушевским. Даже на шпиле главного корпуса Экспоцентра — звезда. Но это пройдет, как болезнь. А вот морехозяйственный комплекс Севастополя с глубоководным причалом СК "Авлита" останется и будет развиваться на пользу жителям и во славу Севастополя. И государства.

Другие статьи этого номера