«Из толщи воды мы подняли штурмовик, причем с боекомплектом…»

ПО МНЕНИЮ МОРСКИХ АРХЕОЛОГОВ, ВОДЫ ЧЕРНОГО МОРЯ — НЕПАХАНОЕ ПОЛЕ. ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ КОЩЕЕВ — ТОМУ СВИДЕТЕЛЬ

В конце сентября в Балаклавской бухте открылся единственный в Украине подводный музей. Первой подводной экспозицией стал легендарный самолет времен Второй мировой войны Ил-2, обнаруженный рыбаками в море в нескольких километрах от мыса Тарханкут и перевезенный в район Севастополя. Первым экспонатом наземной части музея стала копия корабельного колокола (оригинал оставили на дне) английского парусника, затонувшего в 1854 году. Эта информация, обошедшая СМИ, растревожила сердце одного немолодого человека. Бывший штурман, капитан-лейтенант в отставке Виктор Федорович Кощеев вспомнил свою молодость, когда в 1957 году он вместе с другими моряками-черноморцами чистил на тральщиках морское дно. Правда, в те годы приходилось делать это не из праздного любопытства. Даже спустя десятилетие после окончания Великой Отечественной войны акватория Черного моря по-прежнему была полна мин. Достаточно сказать, что за эту работу военные моряки приравнивались к участникам боевых действий.

— В нашу задачу входило траление боевых мин, — вспоминает Виктор Федорович. Мины были контактные, с так называемыми рожками, плавающие на стальных тросах, и неконтактные, то есть лежащие на грунте и реагирующие на электромагнитное поле корабля. Если в двух словах, то происходило это таким образом: два тральщика на определенном расстоянии друг от друга тащили по морском дну "петлю".

Случай, о котором хочу рассказать, произошел в бухте Мраморной примерно в ста — ста пятидесяти метрах от берега. Уже были сумерки, один из тральщиков, закончив работу, ушел. Мы вытягивали траловую "петлю". И вдруг из толщи воды прямо на нас стала подниматься какая-то темная масса. Подтянули поближе — это был самолет, как нам показалось, знаменитый штурмовик Пе-2. В годы войны немцы очень боялись его. Такие штурмовики были способны летать на очень больших скоростях на бреющей высоте и при этом поливать землю смертельным огнем. Сбить Пе-2 было очень сложно…

Когда мы еще ближе подтянули самолет, увидели, что перед кабиной пилота стоит пулемет, а сбоку него висит неиспользованная пулеметная лента. Затем под крыльями показалось несколько бомб. Тут уж наш командир решил не рисковать жизнью экипажа и приказал отрубить трал.

По правилам командир должен был доложить об опасной находке. Но опыт подсказывал ему, что неприятностей в связи с произошедшим не избежать. Он приказал в вахтенный журнал ничего не записывать и никому о случившемся не говорить.

— Были еще интересные находки?

— Запомнилось следующее. Возле мыса Херсонес мы как-то подняли со дна бронзовую римскую каску, обросшую ракушками. В том же районе подняли со дна трехметровое бревно из мореного дуба. Присмотрелись, а у бревна-то вырезаны голова, глаза, нос и губы! Возможно, это был языческий идол. Все находки передали в музеи.

— Не обходилось и без курьезных случаев, если о них так можно сказать. Однажды мы подняли со дна толстенный экранированный кабель. По нашим картам его здесь не должно быть. Стали тянуть и наматывать на лебедку — метр за метром. А кабель все не кончается, уходит от берега на глубину… В конце концов командир приказал обрубить его. Доставили груз. И тут началось! Кабель оказался секретным.

После ухода в запас, Виктор Федорович Кощеев плавал капитан-директором на промысловых судах. Затем участвовал в работе научно-исследовательского судна. И снова в его жизни случалось бывать свидетелем удивительных морских находок. Например, при испытании нового буя в районе Учкуевки (в двух километрах от пляжа) он видел, как водолазы со дна подняли четыре хорошо сохранившиеся древние амфоры. При этом водолазы сказали, что этого добра на чистом песчаном дне очень много. В тот момент развивать тему не стали, но на всякий случай Виктор Федорович, как бывший военный штурман, указанные координаты записал. Спустя годы ему довелось выйти на это место с морской экспедицией. Водолазы снова опустились на дно. Однако ни амфор, ни чистого песка там уже не было. Только черный, густой ил.

АРНОЛЬД ШВАРЦЕНЕГГЕР ПРИОБРЕЛ ТАНК "ТИГР" ЗА ДВА С ПОЛОВИНОЙ МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ

Тайны Черного моря, а точнее — его сокровища и богатства, беспокоили многих и во все времена. Затонувшие корабли интересуют не только морских археологов. Например, прямо под водой одна иногородняя фирма, как сообщала газета "Факты", разрезала и сдала на металлолом эсминец "Фрунзе". Разграбление кораблей продолжается, и это не всегда примитивный сбор подводного металлолома. Самолеты, танки, пушки, снаряды разных времен и войн имеют, оказывается, не только историческую, но и коллекционную ценность. Достаточно сказать, что пару лет назад Арнольд Шварценеггер приобрел танк "Тигр" в технически приемлемом состоянии за два с половиной миллиона долларов. А возле Севастополя бронетехники целые залежи…

"ЛЕНИН", И НЕ ТОЛЬКО…

По словам директора недавно организованного департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергея Воронова, сказанным в интервью одной из столичных газет, открытие первого в стране подводного музея в Балаклаве — это только начало. В перспективе экспонатами станут еще три самолета времен Второй мировой войны. Будут экскурсии и к кораблям, например к теплоходу "Ленин", потопленному гитлеровцами в июле 1941 года. На нем погибло около четырех тысяч человек. "Ленин" затонул недалеко от Балаклавской бухты, у мыса Сарыч на глубине 84 м. Это судно уже было исследовано в мае этого года вместе со знаменитым американским морским археологом профессором Робертом Баллардом, который стал всемирно известным после того, как в 1985 году нашел на дне Атлантического океана легендарный "Титаник". Кстати, Роберт Баллард, привлеченный тайнами нашего моря, обещал помочь в обустройстве морского музея возле Севастополя. Речь идет о выделении сотен тысяч долларов для лаборатории, где могла бы осуществляться консервация предметов, поднятых с морского дна. Кто знает, может, когда-то будет поднят со дна и штурмовик, увиденный Виктором Федоровичем. Останки летчиков обретут покой, а мы станем свидетелями раскрытия еще одной тайны.

Другие статьи этого номера