Вот вам еще одна «палка» в колеса!

И правду говорят, что всем на свете не угодишь. Любые намерения, пускай даже самые добрые, всегда имеют обратную сторону.

Вот, скажем, транспортная развязка на 7-10-м километре Балаклавского шоссе, о которой и пойдет речь. Строительство терминала началось здесь весной текущего года, согласно новому генеральному плану застройки города. Для окончательного воплощения в жизнь нового проекта потребуются значительные средства (исчисляемые, по-видимому, не одним десятком миллионов гривен). Чего только стоит "перелопатить" несметное количество земли и провести новую дорогу в объезд старой. И пусть на сегодняшний день до логического завершения доведена лишь третья часть задуманного, определенные неудобства уже не заставили себя ждать.

Вряд ли в Севастополе встретишь владельца транспортного средства, одобряющего вышеназванное нововведение. Хотя и до начала строительства, по статистике ГАИ, девятый километр являлся одним из самых аварийно опасных участков города. Замысловатые витки и серпантиноподобные повороты нового дорожного узла только подлили масла в огонь. Особенно когда речь идет о темном времени суток. Для комфортного входа в закругление дороги, расположенное напротив поворота на Балаклаву, необходимо иметь автомобиль с довольно неплохой аэродинамикой. А позволить себе дорогую иномарку может далеко не каждый севастополец или гость нашего города. И провидцем быть не нужно, чтобы предсказать грядущие неприятности. Особенно для иногородних, слабо ориентирующихся в нюансах местных транспортных развязок. Даже если авария случится по вине водителя, нарушившего скоростной режим, или по другим причинам, — результат один и тот же. Ответственность опосредованно все равно ляжет на плечи авторов этой опасной развязки. Поскольку, когда начинают что-то строить, в первую очередь стараются учесть вопросы безопасности. В нашем случае приоритетом разработчиков, видимо, была красота неописуемая. На дороге никто не делит водителей на прилежных и нарушителей, поэтому любой риск необходимо было снизить до минимума.

Все эти изощренные закругления находятся в зоне плохой видимости из-за особенностей здешнего ландшафта. Кстати, установленный на перекрестке светофор для регулирования транспортных потоков ни одного дня не работал. Это создавало и создает довольно весомое неудобство для водителей, покидающих Балаклаву.

Жителей дач, расположенных в районе новостройки, также не устраивает данное "гениальное" инженерное решение, о чем свидетельствует масса жалоб, поступающих в редакцию. Кроме того, здесь нет ни одного пешеходного перехода! А поток машин на данном участке практически непрерывен.

В общем, потрудились мастера планшета на славу, да только вот как бы не стало их детище так называемой медвежьей услугой. Будем надеяться, что ожидания ГАИ по снижению аварийности на девятом километре Балаклавского шоссе полностью себя оправдают. Но верится с трудом. Справедливости ради отметим, что судить о задумке в целом пока рано. Когда работы будут завершены полностью, вот тогда и посмотрим, какие блага нас ждут с новым транспортным терминалом. Но то, что "всплыло" уже сегодня, наверное, стоит учесть. Переделки, как известно, стоят гораздо дороже. Впрочем, не дороже жизни и здоровья людей…

Андрей ИВАНОВ.

В тему

Заслуженный архитектор Украины Валентина ЩЕРБИНИНА:

— Очень важный и спорный вопрос о месте размещения комплексного транспортного узла или, как теперь называют, терминала на 9-м километре Балаклавского шоссе, в состав которого входят железнодорожный вокзал, автовокзал и авиавокзал (или авиакассы). Важно, чтобы путь с вокзала в любой район города не проходил транзитом по главным улицам жилых районов. В генплане-83 такой комплекс размещался на пересечении главной широтной магистрали непрерывного движения и магистрали, проходящей по склону Карантинной балки, имеющей продолжение через подводный туннель (тюбинг) на Северную сторону. Трасса широтной магистрали проходила касательно всех жилых районов города, и с нее удобно было попасть в любой район. Сегодня это место в нарушение генплана заблокировано примитивного вида гаражами, которые в будущем могли бы быть перестроены в современный многоэтажный подземный или надземный гараж-автостоянку. В составе всего вокзального комплекса он мог бы украсить важную для города магистраль. Возможный вариант — создать терминал с учетом развития ст. Мекензиевы Горы, откуда все районы города будут удобно доступны все по той же широтной магистрали. Одновременно этот вариант (его реализация) положит начало оживлению так называемого до сих пор депрессивного северо-восточного района города — Мекензиевы горы. Размещение транспортного терминала на 9-м км Балаклавского шоссе (продолжением которого является Ялтинское шоссе), по моему мнению, совершенно нежелательно.

— Почему вы считаете, что размещение транспортного терминала нежелательно на 9-м км Балаклавского шоссе?

— В этом варианте въезд в город происходит по главной улице района Куликово поле — проспекту Генерала Острякова, который при этом превращается в транзитную, с интенсивным движением транспорта магистраль, причиняя массу неудобств его жителям. (Шум, пыль, загазованность, связь обеих сторон проспекта для безопасности только через подземный переход. Недаром в новом генплане их намечено здесь восемь). Такой район уже нельзя будет назвать частью экополиса. Балаклавское шоссе (вместе с Ялтинским) — это практически курортная магистраль с живописными видами на окружающий ландшафт, которая застраивается новыми коттеджами, дополняющими природу. До самой Ялты ничто не спорит с удивительной природой, которая здесь главенствует. А ведь по железной дороге осуществляется связь не с Ялтой, а с Симферополем, и странно будет видеть железнодорожный вокзал на этом направлении, перекрытом мощным транспортным узлом с такой же мощной, в двух уровнях, развязкой. Да еще в геометрическом центре нового центрального административного (и планировочного) района города (по генплану включающего в себя Балаклаву).

И последнее. Территория предлагаемого генпланом терминала имеет большие перепады рельефа и накладывается на озеленяемую со старинным водоводом часть (ответвления) Сарандинакиной балки и на резервируемую территорию для завершения поселка "7-й км". А в районе 5-го км генпланом предлагается размещение еще одного "узла" с мотелями, автокемпингом, автостоянками, а также развязкой. Не слишком ли много "узлов" на небольшом отрезке Балаклавского шоссе?

Уверена, что для размещения такого объекта необходимо разрабатывать варианты, которые следует обсуждать на разных уровнях. К примеру, возможен вариант: у начала просп. Генерала Мельника, въезд на который давно оформлен специальной аркой с видом на прекрасную панораму города. И сам проспект фактически не застроен. Фронт застройки через балку ориентирован на проспект Победы. Мое мнение о необходимости разработки вариантов в решении транспортных проблем разделяют и многие другие архитекторы.

(Из интервью, опубликованного в "Славе Севастополя+" 20.09.2005 г.)

Другие статьи этого номера