Мнение народа — цель или средство?

Практически все последние соцопросы демонстрируют снижение рейтинга ведущих политических сил. Растет количество людей, не доверяющих ни Президенту, ни Кабинету министров, ни оппозиции. Причиной такого разочарования является огромная пропасть между предвыборными обещаниями и их практической реализацией. А в силу разных причин всего за три года украинский избиратель имел счастье лицезреть «эффективность» прихода к власти большинства из наиболее рейтинговых партий.Несмотря на стремительную утрату кредита доверия, украинские политики продолжают исповедовать популизм как один из наиболее эффективных механизмов достижения вершин власти. Предвыборная эскалация напряженности по вопросам вступления Украины в НАТО, русского языка, отношений с ЕС и РФ и перевод этих проблем в стадию хронической ремиссии в межвыборный период — все это искусственно усиливает в обществе антагонистические настроения, отвлекает от реальных социально-экономических проблем. Именно поэтому политик, искренне желающий процветания своей стране, должен, во-первых, уважать мнение граждан этой страны, а во-вторых, очень ответственно относиться к собственным словам и поступкам.

В марте 2006 г. в Центральную избирательную комиссию Украины были переданы протоколы, свидетельствующие о сборе более 4,5 миллиона подписей граждан по всей Украине (из них в Севастополе — 128 тыс. подписей) под требованием о проведении Всеукраинского референдума по вопросам вступления Украины в НАТО и сотрудничества с ЕЭП.

После тщательной и откровенно предвзятой проверки подписей ЦИК вынужден был признать подлинность 4,4 миллиона из них и передать итоговый протокол в Секретариат Президента. Однако Президент не назначает референдум, а обращается в Конституционный суд, поскольку считает, что "вопросы вступления Украины в НАТО должны приниматься не на Всенародном референдуме, а в парламенте или президентской администрации".

Данными действиями Президент Украины ограничивает право граждан на управление государством посредством референдума (ст. 38 Конституции). К сожалению, партии, имеющие большинство в парламенте и сформировавшие Кабинет министров, не использовали на сегодня властные полномочия для защиты народной инициативы, несмотря на то, что антиНАТОвская пропаганда активно использовалась ими во время избирательной кампании. Даже обжаловать неправомерные действия ЦИК в суде пришлось простым гражданам, членам инициативных групп.

Вместо того, чтобы "довести до ума" легитимный процесс народного волеизъявления, эти партии вновь прибегают к популизму и инициируют очередное политическое шоу, именуемое "народным референдумом". К счастью, наш городской совет внял разумным доводам и нашел этому мероприятию более приемлемое название — "народный опрос".

Не буду перечислять подобного рода "референдумы", проводившиеся в нашей стране, на аналогичные темы. Достаточно вспомнить, к чему привел "крымский референдум", проведенный в декабре прошлого года Леонидом Грачом. К тому, что мы в очередной раз узнали о том, что большинство крымчан не желают вступления в НАТО, а коммунисты ни за что не позволят топтать нашу священную землю НАТОвскому сапогу!

Тем временем Верховная Рада спокойно принимает решения о проведении совместных учений на территории Украины, Кабмин выделяет государственные средства на "разъяснение миролюбивой сущности Североатлантического альянса", а в Севастополе доверчивых горожан оболванивает информационный пост НАТО.

Нет ничего страшного в том, что отдельные политические партии таким образом пытаются укрепить свой рейтинг. Это нормально. Главное, чтобы севастопольцы правильно понимали сущность проводимого 18 марта 2007 г. мероприятия. Результаты народного опроса не будут иметь юридической силы. Очень важно, чтобы в безумной гонке за голосами избирателей мы "из купели не выплеснули младенца".

Не сумев "задушить" настоящую народную инициативу, власть ищет любую возможность дискредитировать идею референдума. Вспомним, каким образом отреагировали СМИ на декабрьский "референдум" в Крыму: "Это был настоящий фарс и спекуляция…", "Кто хотел, тот брал и бросал в ящик бюллетень", "Не было независимых наблюдателей…", "Голосов не считали…" Звучали даже призывы навести порядок: "Безнаказанность распоясавшихся "грачей" и иже с ними стала слишком очевидной".

Не сомневаюсь, что к нынешней акции президентское окружение основательно готовится, о чем свидетельствуют заявления должностных лиц ЦИК и "Нашей Украины", которые уже связывают предстоящий опрос с настоящим референдумом. По нашим данным, у каждой палатки будут стоять представители соответствующих служб. Любые "шероховатости", зафиксированные ими, дадут возможность противникам референдума заявить: "Смотрите, как это делается, сплошная фальсификация. Теперь понятно, каким образом были собраны 4,5 миллиона подписей…"

В связи с этим социал-демократы (объединенные) призывают севастопольцев, желающих принять участие в опросе, не поддаваться на провокации, а особо ретивым "наблюдателям" разъяснять разницу между легитимным референдумом и народным опросом.

Со своей стороны мы предпримем все возможные меры для того, чтобы не допустить дискредитации идеи основного Всеукраинского референдума. В противном случае реальная народная (а не предвыборная) борьба против НАТО станет просто бессмысленной.

Горком СДПУ(о) призывает все политические силы Севастополя отбросить политические амбиции и объединить усилия по общественному воздействию на Президента с целью заставить его выполнить требования ч. 6 ст.106 Конституции Украины и назначить Всеукраинский референдум по народной инициативе. Результаты воскресного народного опроса могут стать основанием для принятия городским советом обращения в Секретариат Президента, Кабинет министров, Верховную Раду и Конституционный суд Украины с требованием обратить, наконец, внимание на волю народа. Таким образом народные избранники смогут продемонстрировать свои последовательность и принципиальность. А избиратели будут иметь возможность по достоинству оценить это на следующих выборах.

Другие статьи этого номера