Николай ЧЕРБАДЖИ: «Независимое внешнее оценивание — это не дань моде, а реальный способ узнать настоящий уровень знаний выпускников»

Разговоры о необходимости независимого внешнего оценивания знаний учащихся школ ведутся не первый год. По идее, любой из нынешних 3300 севастопольских выпускников, желающий поступить в вуз после окончания школы, имеет право принять участие в независимом внешнем тестировании. При достаточном уровне знаний, подтвержденном сертификатом, успешно прошедшие тестирование ребята имеют возможность стать студентами, досдав лишь один экзамен по профилю выбранного вуза. Что ожидает нынешних выпускников севастопольских школ, какие преимущества дает внешнее независимое оценивание по сравнению с традиционной государственной итоговой аттестацией? Об этом наш разговор с начальником управления образования СГГА Н.И. Чербаджи.- Второй год подряд в Украине проводится процедура независимого внешнего оценивания (тестирования) учебных достижений выпускников, — говорит Николай Иванович. — Независимое оценивание знаний выпускников общеобразовательных школ — это не дань моде и не какой-то образовательный эксперимент. Это своеобразная реакция на требование общества знать настоящий уровень знаний молодых людей, которые заканчивают школу, это необходимость создать одинаковые условия для получения аттестата об общем среднем образовании и, конечно, препятствовать коррупционным действиям на этапе поступления абитуриентов в высшие учебные заведения. Поэтому к проведению независимого внешнего оценивания приковано внимание широкой общественности.

— Каким образом будет проводиться процедура внешнего тестирования в этом году?

— Внешнее независимое оценивание проводит Украинский центр оценивания качества образования в соответствии с процедурой, отработанной на протяжении предыдущих лет, с учетом тщательного изучения международного опыта и лучших наработок отечественной педагогики. Надо сказать, что независимое тестирование как выпускной экзамен в школе впервые было применено в Европе аж в 1788 году. В наше время уровень и качество обучения с помощью стандартных тестов определяют в Австрии, Венгрии, Великобритании, Ирландии, Италии, Германии, США и других странах. Систему внешнего оценивания с 1993 года активно внедряют в Латвии, Литве, Эстонии, России, Молдавии, Белоруссии, Грузии. В 16 странах тестирование выполняет двойную функцию: выпускного и вступительного экзаменов.

Внешнее независимое оценивание в Украине впервые как эксперимент было организовано в 2002 году на основе добровольного участия выпускников по проекту фонда "Возрождение". В 2006 году такая процедура оценивания знаний одиннадцатиклассников была проведена во всех областях Украины. В ней приняли участие почти 42 тысячи выпускников общеобразовательных учебных заведений, 20 тысяч ребят использовали полученные в результате тестирования сертификаты для поступления в вузы, 10 тысяч абитуриентов, поступающих по сертификатам, стали студентами. В соответствии с приказом Министерства образования Украины в этом году независимым внешним оцениванием будут в целом по стране охвачены 117 тысяч выпускников учебных заведений. Это почти в три раза больше, чем в 2006 году.

— Как известно, сегодня участие в независимом внешнем оценивании смогут принять не все школьники. Какая квота выделена Севастополю в этом году? Где и когда будут проходить тестирование нынешние выпускники и какие преимущества дает школьникам участие во внешнем независимом тестировании?

— Для каждого региона на переходном этапе определены квоты выпускников, которые будут принимать участие в проведении тестирования. В 2007 году для Севастополя эта квота составляет 516 человек. В тестировании будут принимать участие школьники всех школ города, которые собираются поступать в высшие учебные заведения и имеют достаточный и высокий уровень знаний по предметам. Тестирование состоится по двум предметам: для всех 516 выпускников — обязательное по украинскому языку — 21 апреля, и второе тестирование по выбору: или математика, или история Украины — 28 апреля. Управлением образования определены два пункта тестирования — общеобразовательная школа 22 (здесь проходят независимое внешнее оценивание учащиеся Балаклавского и Гагаринского районов города) и специализированная школа 58 (для учащихся школ Ленинского и Нахимовского районов). Как и в прошлом году, по результатам независимого внешнего оценивания учащиеся получат сертификаты, которые можно будет использовать при поступлении в высшие учебные заведения страны. Хочу отметить, что форма собственности вуза не является препятствием для сдачи сертификата в приемную комиссию. Копии сертификата можно отсылать сразу в несколько вузов для прохождения конкурса.

Следует отметить, что в 2007 году в Харькове будет проводиться независимое внешнее оценивание не только по украинскому языку, математике и истории Украины. Перечень предметов учебного плана будет расширен, и выпускники харьковских школ напишут тесты по биологии, физике и химии. Во Львовской области участие в независимом внешнем оценивании примут все выпускники школ, которые собираются поступать в вузы. А вот в 2008 году Министерство образования Украины планирует провести обязательное оценивание знаний всех выпускников по украинскому языку и двум предметам по выбору учащегося. Стоит обратить внимание на такую деталь. В этом учебном году за учащимися сохраняется право пересдачи результатов тестирования во время государственной итоговой аттестации в школе. А вот в 2008 году отметка, полученная во время независимого внешнего оценивания, будет окончательной. Те выпускники, которые не будут поступать в высшие учебные заведения в 2008 году, не будут принимать участия и в тестировании. Им выставят годовые итоговые отметки по предметам внешнего оценивания.

— Участников тестирования и их родителей интересует вопрос о содержании заданий, прежде всего по украинскому языку. Не будут ли они сложны для севастопольских ребят? На что бы вы посоветовали обратить внимание участвующим в тестировании выпускникам?

— Все задания внешнего независимого оценивания разработаны ведущими специалистами — педагогами и научными сотрудниками, прошли тестологический анализ и полностью отвечают требованиям Государственного стандарта общего среднего образования. Содержание тестовой тетради, которая будет вручена каждому участнику во время независимого внешнего оценивания, готовится в условиях строгой секретности, всего один-два человека будут знать окончательный вариант задания. Сами тестовые задания состоят из двух частей: закрытой и открытой. Выполнение закрытого задания предполагает выбор одного правильного ответа из предложенных. Этот вид работы оценивает компьютер. Задания открытого типа предполагают письменную работу учащегося, в которой выпускник высказывает свои мысли, суждения, описывает логику решения задач. Открытое задание будет проверено экзаменаторами — специально подобранными людьми, опытными учителями высшей и средней школ.

А участвующим в тестировании выпускникам я бы посоветовал прежде всего научиться работать самостоятельно, повторять учебный материал, систематизировать его и принять участие в пробном тестировании в школе. Школьникам также полезно было бы ознакомиться с материалами тестирования на сайте Украинского центра оценивания качества образования по адресу: www.ukrtest.org… Желаю успеха и хороших отметок по результатам независимого внешнего оценивания.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера