Волнует. Впечатляет. Радует…

— это лишь один из отзывов на спектакль «Сватовство в Марьяновке», который в июне был показан на международном фестивале «Мельпомена Таврии». Работа Севастопольского молодежного театра «На Большой Морской» удостоилась звания лучшей в номинации «Постановка современной украинской драматургии» и была оценена зрителями Херсона, а также коллегами и критиками — участниками театрального форума как выдающаяся.Любое приглашение на смотр профессионалов — конечно же, лестно. И становится настоящим событием, когда речь идет о "смотринах" такого уровня, как в Херсоне. Будущим летом фестиваль будет проводиться уже в 10-й раз, и, как обещают его организаторы, отпразднуют юбилей с размахом, попытаются сделать поистине "звездным". Но и сегодня эта "таврическая муза" отнюдь не страдает отсутствием именитых поклонников, стоит только упомянуть, что из 24 спектаклей нынешней фестивальной афиши восемь принадлежало "академикам", включая такие известнейшие коллективы, как киевские театры им. И. Франко и Л. Украинки! На "огонек" к здешней Мельпомене считают за честь пожаловать гости из ближнего и дальнего зарубежья: в этом году среди них оказались поляки (театр из Катовице), россияне (в том числе Новый Московский драматический театр), а Молдавию представлял Кишиневский муниципальный театр "С улицы Роз".

Ныне царственную хозяйку большого театрального праздника трудно представить в роли скромной дебютантки, в 1999-м всего лишь три дня правившей бал. Теперь торжества длятся больше недели, причем каждый винтик фестивального организма отлажен на удивление. Но стоит ли изумляться: неделе предшествует год подготовки! Для этой цели в Херсоне создано ООО "Фестивальный центр". Кстати, с его деятельностью, а точнее, с его директором Еленой Федкевич мы познакомились еще весной, вскоре после нашей премьеры по пьесе украинского драматурга В. Канивца. Энергичная, увлеченная и, несмотря на молодость, очень компетентная во всех вопросах, связанных с организацией фестивалей, Елена со своей командой на один вечер приехала в Севастополь, чтобы составить собственное мнение о спектакле ТБМ.

Ну а душой "Мельпомены Таврии", председателем ее оргкомитета, является человек, наделенный редким организаторским даром, — заслуженный работник культуры Украины Александр Книга. Он же — генеральный директор и художественный руководитель Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Н. Кулиша, в здании которого — на редкость красивом и ухоженном — происходило основное фестивальное действо. Кстати, многие проблемы этого театра (о чем мы не без зависти узнали уже на месте) удается решать благодаря совету попечителей. В его состав входят представители областной и городской администраций, научной общественности (председатель совета — ректор Херсонского госуниверситета), руководители предприятий, предприниматели.

Надо ли говорить, что фестивалю обеспечивается мощная спонсорская поддержка, выигрывает от которой в конечном итоге херсонская театральная публика. В нынешнем июне она смогла насладиться великолепным зрелищем — мюзиклом "Моя прекрасная леди", привезенным Киевским академическим театром оперетты. А это означало достойно принять и разместить более сотни артистов, музыкантов и прочих, работавших на "Леди…", служителей сцены. Такие "многонаселенные" постановки — явление совершенно нетипичное для фестивальных программ, поскольку каждый гость, понятно, — это дополнительные хлопоты и, главное, расходы.

Не знаю, каждый ли год "Мельпомена…" дружит с дирекцией TAХI NOVE 009, но нам с режиссером Ольгой Ясинской, прибывшим в Херсон впервые, такой спонсор показался подарком судьбы: бесплатный транспорт был подан к перрону! И как выручала эта услуга еще не раз — после ночных спектаклей и тусовок…

На высокую профессиональную планку фестиваля работает и его "человеческий фактор". Каждый прибывающий на Херсонщину творческий коллектив попадает под опеку куратора — одного из членов оргкомитета. Здесь давно научились окружать гостей такой заботой, благодаря которой их проблемы разрешаются едва ли не раньше, чем успевают вызреть! А севастопольцам, на мой взгляд, повезло даже больше, чем остальным. Бесконечно внимательный, легкий в общении, наш "опекун" к тому же знал о Севастополе не понаслышке. Помните морячка Севу Севастопольского — любимца нашей детворы начала 90-х? Так вот, этот обаятельный персонаж создан по образу и подобию актрисы кукольного театра "В гостях у Севы" Александры Тарновской, ныне заведующей труппой херсонского театра им. Н. Кулиша и координатора "Мельпомены Таврии".

Надо ли говорить, что Александра была рядом в самый ответственный для нас фестивальный вечер, успокаивая и подбадривая… Многих тогда тревожило: а не проигнорируют ли спектакль зрители? Приехавшие только накануне артисты еще не знали: херсонские театралы — особенные, достойны искреннего уважения и восхищения.

Никогда прежде, бывая на самых разных фестивалях, я не наблюдала таких залов — заполненных не коллегами (иногда скучающими, порой донельзя уставшими), а нарядными, воодушевленными горожанами. И так — всю фестивальную неделю, даже если представления шли в будние дни, в неудобные утренние часы. Да и могло ли быть иначе в городе, где театральный фестиваль проводится девять лет подряд, где он выливается в грандиозный праздник отнюдь не для узкого круга "посвященных", выплескиваясь на улицы ярким карнавальным шествием, зажигая ночное небо всполохами фейерверка, собирая толпы народа на площади перед театром: здесь на специально сооруженном помосте проходят фестивальные гала-концерты, в которых наряду с профессиональными артистами выступают народные коллективы, в том числе детские, уровень которых чрезвычайно высок.

А как не упомянуть о замечательной традиции — в день открытия фестиваля украшать сцену флагами городов-участников, а затем проносить их по центральным улицам Херсона. Впервые среди них оказался флаг Севастополя — событие, которое не могло не взволновать нашу делегацию! И пусть, отправляясь на херсонский фестиваль (как и на все предыдущие), ТБМ рассчитывал лишь на собственные силы и средства скудного театрального бюджета, мы представляли родной город, и осознание этого рождало особую ответственность.

…И вот заполнена первая севастопольская страничка в истории "Мельпомены Таврии" — наш спектакль подошел к концу. Трудно описать, что творилось с херсонской публикой после того, как исполнители вместе с постановщиками "Сватовства…" Людмилой Оршанской и Ольгой Ясинской вышли на поклон! Чуть позднее суть произошедшего точно и емко выразит член жюри фестиваля Елена Бондарева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Национального центра им. Л. Курбаса:

— Все зрители были вашими на этом спектакле. А это — главная номинация!

Люди не расходились! Они сгрудились вокруг сцены, на которой уже работал херсонский фотограф, снимая участников представления для хроники "Мельпомены…", и создавалось впечатление, что они также желали запечатлеть на память лица севастопольских артистов: Валерия Сенчикова и Лизы Бессокирной, Олега Флеера и Жанны Терлецкой, Матвея Черненко и Виктора Куклина. А скорее всего, не отдавая в этом отчет, хотели продлить те мгновения радости и веселья, которыми был наполнен этот фестивальный вечер.

На пресс-конференции, которая состоится на следующий день, редактор херсонского журнала "Новый фаворит" Лариса Жарких попытается по-своему объяснить "севастопольский феномен":

— Потрясающий спектакль — свежий, молодой. И очень светлый на фоне некоторых фестивальных постановок, в которых умирают, убивают, а действие происходит либо в клинике, либо в морге.

А вот мнение заслуженного деятеля искусств Украины Михаила Кошевого, директора Луганского академического украинского музыкально-драматического театра:

— Я в восторге от севастопольцев! Такие творческие талантливые люди, такие коллективы — это гордость Украины!

Заведующая кафедрой театрального искусства Херсонского госуниверситета доцент Лидия Лимаренко к достоинствам спектакля отнесла его великолепную сценографию, отметив, что и в целом "он волнует, впечатляет, радует, так как органичен, красив, правдив".

Многое значила для нас высокая оценка, которую дал "Сватовству…" заслуженный деятель искусств Украины Александр Бельский, поскольку знакомство с театром, которым он руководит в Кривом Роге (называется он театром музыкально-пластических искусств "Академия Движения"), стало одним из самых значительных открытий, сделанных нами в Херсоне.

Их спектакль "Каменный крест" (в основе его — новеллы украинского писателя В. Стефаника) открывал "Мельпомену…" И впечатления от него оказались так сильны, что нисколько не поблекли в памяти, несмотря на длинный ряд следующих фестивальных постановок. Искусство исполнителей из Кривого Рога буквально завораживало. Каждая минута, проведенная ими на сцене, была наполнена смыслом; каждые жест, движение были настолько выразительны и отточены, что от этого захватывало дух. Совсем молодые, но блестяще подготовленные артисты сумели в этом без единого слова спектакле удивительно точно передать трагический смысл литературного первоисточника и сделали это с необычайной силой эмоционального воздействия.

А нас во время всего представления "Академии…" (как и сейчас, когда я пишу эти строки) не покидала мысль о том, как много теряют наши, севастопольские, театралы, не имея возможности общаться с такими интереснейшими творческими коллективами, дающими представление о современных достижениях сценического искусства. Не их ли законное место заняли коммерческие антрепризы, уровень которых весьма далек от высокого…

А ведь сравнительно недавно "Херсонесские игры" давали такую возможность, и тема этого севастопольского театрального фестиваля не раз с ностальгической ноткой звучала на "Мельпомене…"

Кстати, все больше становится на украинском пространстве фестивальных "точек" — мест, где понимают: проведение подобных мероприятий выгодно, с какой стороны ни возьмись. Уже в сентябре ТБМ собирается освоить новый "маршрут" — поучаствовать в смотре ТЮЗов страны, который состоится в Макеевке. Причем на этот раз повезем две работы — сказку "Здравствуй, Красная Шапочка" и комедию вечернего репертуара "Французский ужин". Но как бы хотелось самим стать хозяевами театрального праздника — Севастополь словно создан для этого! Суждено ли этому желанию сбыться? Это ведь зависит не только от нас…

Другие статьи этого номера