Как проголосовать, чтобы не оказаться на паперти?

Кто и что обещает пенсионерам после выборов…
Пенсионеры всегда считались самыми ответственными избирателями: придут на участки и в снег, и в дождь, не досмотрев футбольный матч или любимый сериал. Причина такой ответственности проста — пожилые люди больше других зависят от политиков. Самим заработать на хлеб уже не позволяет здоровье, затраты на лекарства большие, кровные накопления на сберкнижке пропали — вот и приходится рассчитывать на государство. А оно не всегда помнит о старшем поколении.Пенсионеры в Украине — огромная сила. Их более 13 миллионов. Но на каждых выборах они становятся объектами манипуляций со стороны политиков. Обещания сыплются градом. Партии соревнуются, кто посулит выплаты на несколько копеек больше. И до последнего времени ни одна политическая сила не предложила конструктивной идеи: как пенсионерам жить дальше, на что надеяться?

Конечно, пенсии сейчас несравнимы с теми, что были в 90-е годы. При премьере Ю. Тимошенко они выросли на 27% (2005 г.), при Ю. Еханурове — на 19% (2006 г.), при В. Януковиче — аж на 29%. Минимальная пенсия в октябре этого года составит 415 грн, средняя — 588 грн. Однако этого еще недостаточно для того, чтобы обеспечить пожилым людям безбедную жизнь.

Тем не менее на сегодняшний момент большинство партий практически обошли вниманием такую многочисленную группу избирателей, как пенсионеры, и не включили в предвыборные программы инициативы по реальному улучшению жизни пожилых людей.

Судите сами. БЮТ в своей программе вспоминает пенсионеров только в контексте создания рынка доступных по цене лекарств. Хотя еще год назад Ю. Тимошенко обещала повышение пенсий до 80% от уровня зарплаты.

Президент и блок "Наша Украина — Народная самооборона" выступают за 35-проц. повышение пенсий за счет увеличения коэффициента стажа при расчете этих пенсий. Это якобы уберет уравниловку. Уборщица с 25-летним стажем, например, увеличит свою пенсию всего на 7 грн, а врач-хирург со стажем 37 лет — на 345 грн.

Компартия предлагает до 2010 года довести пенсии до уровня 70% от средней зарплаты по стране. Блок Литвина повышает эту планку до 80%, причем в те же сроки.

Социалисты пока сконцентрировались только на детях войны, требуя обеспечить финансирование закона о льготах для этой категории. Последний пример, кстати, очень показательный. Расписать льготы в законах можно. Но откуда взять огромные средства для обеспечения этих льгот? Если нет денег на хлеб, зачем заказывать черную икру?

Давайте посмотрим правде в глаза: в стране 13 миллионов пенсионеров и менее 11 миллионов работающих. Фактически каждый из нас, получающих зарплату, платит из нее пенсию одному пенсионеру. Пенсионная система ведь у нас осталась еще советская, так называемая солидарная: каждый месяц с работающего населения собираются налоги в Пенсионный фонд, а оттуда распределяются между пенсионерами.

Поскольку население стареет, пенсионеров становится все больше, а работающих — все меньше. К 2050 году каждый занятый на рынке труда работник будет "оплачивать" две пенсии нетрудоспособным гражданам.

Хотим ли мы, чтобы пенсионер получал 80% средней зарплаты? Конечно, хотя этот случай в мире будет уникальным — нигде такого нет. Но тогда и налоги для трудящихся придется повысить до уровня драконовских 80%. Зарплаты моментально уйдут "в тень", официальная средняя зарплата станет копеечной, пенсионеры будут получать 80% этой "мнимой" зарплаты, а цены на рынках станут для них заоблачными.

Понятно, что предложения повысить пенсии путем математического умножения не выдерживают никакой критики. Нужна пенсионная реформа. Но единственные, кто во время предвыборной кампании говорит об этом честно, — это "регионалы".

Партия регионов предлагает с 2009 года организовать для будущих пенсионеров три источника доходов. Первый — это солидарный Пенсионный фонд, аналогичный нынешнему. Туда будут направляться отчисления с зарплат для дальнейшего распределения между пенсионерами. Второй источник — государственный накопительный фонд. Каждый работающий получит индивидуальный счет, на который будет перечислять вначале 2% от зарплаты, а в 2014-м — 7%. Можно будет управлять своим счетом, контролируя источник будущих доходов. Как показывает опыт зарубежных стран, такой счет можно даже завещать.

И, наконец, третье — это негосударственные пенсионные фонды, которые уже работают в Украине. Это не имеет ничего общего с печально известными трастами. В других странах негосударственные пенсионные фонды успешно работают десятки лет и могут предложить различные программы и условия для вкладчиков: выплачиваете вы, к примеру, небольшую сумму каждый месяц — и после выхода на заслуженный отдых можете рассчитывать на определенный доход до конца жизни.

Хотелось бы сравнить эти инициативы Партии регионов с проектами пенсионной реформы других партий, но таких проектов пока нет. Взвесить все "за" и "против" не получится: на одной чаше весов мы имеем предложение Партии регионов о том, как решить серьезную социальную проблему, на другой — обещания политиков, не подкрепленные ничем.

Есть, конечно, и свои риски у этой реформы. Например, люди, родившиеся до 1969 года, вряд ли получат пенсии выше 50% от уровня нынешней средней зарплаты. Понятно, что им нужно будет обеспечить дополнительную помощь от государства. Но самый пессимистический прогноз при реализации пенсионной реформы — это намного лучше, чем то, что ждет наших граждан при сохранении нынешней системы пенсионного обеспечения: согласно оценкам Министерства труда и социальной политики, через 20 лет средняя пенсия будет составлять всего… 20% от среднего заработка.

Ближайшие годы вообще окажутся сложными для тех, кто работает. Начнут выходить на пенсию те, кто родился после войны, когда наблюдался настоящий демографический бум. Все чаще экономисты говорят о необходимости повышения пенсионного возраста в Украине, особенно для женщин. Сейчас у нас они выходят на пенсию в 55 лет, а в некоторых европейских странах — в 67.

Впрочем, те же "регионалы" не так давно озвучили свою позицию по этому поводу: пенсионный возраст для женщин можно сделать таким, как в Европе, только тогда, когда большинство наших женщин будут иметь европейские условия труда и хорошую зарплату.

А пока надо искать компромисс. Не секрет, что многие женщины (да и мужчины тоже) хотели бы продолжить свою трудовую деятельность и после наступления пенсионного возраста. В Украине — 40% работающих пенсионеров. Им всем нужна поддержка. Страна ведь заинтересована, чтобы пенсионеры работали: нам не хватает их умелых рук и жизненного опыта.

Одним словом, есть над чем задуматься. Пенсионная реформа откладывалась от выборов к выборам, политики предпочитают обещать доплаты к пенсиям, чем объяснять необходимость радикальных изменений. Но сколько ни принимай законов о повышении пенсий, сколько ни пересчитывай их с разными коэффициентами, если денег в бюджете нет, то откуда платить? Зачем обманывать людей, на которых политики так надеются? Лучше говорить людям правду и на деле заботиться об их будущем.

Другие статьи этого номера