Кто остановит коммунальный беспредел?

Жилищно-коммунальная реформа — это проблема, о которую сломало зубы не одно правительство. Даже имея самые чистые намерения установить коммунальные тарифы на уровне «справедливой цены» (довольно туманный термин, заметьте), ни премьер Ю. Тимошенко, ни премьер Ю. Ехануров дальше деклараций не продвинулись. Даже тогда, когда авария в Алчевске продемонстрировала ближайшее будущее нашего жилищно-коммунального хозяйства, глава правительства Юрий Ехануров предпочел и дальше оттягивать назревшую реформу. Его можно понять: выборы на носу, а в реформе ЖКХ без непопулярных мер не обойтись. Пускай уж этим занимаются следующие премьеры…Решила ли такая "страусиная позиция" проблему? ЖКХ остается самым большим пережитком советского прошлого. Напоминает это ситуацию перестроечных годов, когда колбаса была дешевой, но мясо в ней давно заменили на бумагу и в очереди за килограммом "варенки" надо было стоять четыре часа.

Генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий Ирина Акимова считает, что в жилищно-коммунальном секторе Украина должна отойти от советских традиций, когда производитель диктовал волю потребителям ("какую воду даем, такую и используйте"), к рыночным отношениям, при которых поставщики услуг борются за потребителя. Борьба за потребителя, то есть за нас с вами, обеспечивает и постоянный рост качества услуг, и снижение цен в результате конкуренции.

О каких низких тарифах на коммунальные услуги можно сейчас вести речь, если коммунальщики не заинтересованы в улучшении своей работы? Подумаешь, потери воды, в конце концов, при доставке ее в квартиры составляют от 20 до 60%! Водоканал знает, что квартиросъемщик все оплатит.

Граждане тем временем уже перестали ощущать, что платят за конкретные услуги. Квартплата воспринимается уже как некий "налог" на поддержку рэпов. Ведь не скажешь, что они работают для нас, правда?

Две трети украинцев недовольны качеством коммунальных услуг и считают, что проблему нужно срочно решать. А тем временем политики не спешат предлагать скорые решения. Блок "Наша Украина — Народная самооборона", например, зациклился на том, что квартплата не должна расти, так как в коммунальной сфере используется газ украинской добычи, на который цены не поднимались. Что касается потребностей ЖКХ в газе, то они составляют 37 миллиардов кубометров, а добываем мы всего 20 миллиардов. Без импортного газа никак не обойтись.

Поэтому решение местных советов поднять коммунальные тарифы — это вынужденная мера. Другой вопрос: почему эти тарифы настолько отличаются друг от друга в разных регионах? Очевидно, что нужно разработать национальные стандарты качества жилищно-коммунальных услуг: не только технические характеристики (температура теплоснабжения, частота и регулярность поставок услуг и т.п.), но и обязательства предприятий ЖКХ перед потребителями, на основании которых будет корректироваться плата за услуги.

Подобное предложение уже включено в законопроект "Об изменениях в программу реформирования и развития ЖКХ на 2004-2010 гг." К слову, из трех политических сил, претендующих на пост главы следующего правительства (Партия регионов, "Наша Украина — Народная самооборона" и БЮТ), только ПР выдвинула конкретный план действий по реформе ЖКХ.

Их девиз: "Потребитель должен платить не за видимость услуг, а за комфорт". Проще всего это сделать через объединения квартиросъемщиков. В Украине 80% людей живут в многоквартирных домах, но только 10% этих домов управляются объединениями жильцов. До 2011 года предполагается, что все 100% домов будут иметь свои советы, которые заключат договоры с поставщиками услуг и смогут их контролировать, выбирать среди них лучших и требовать неукоснительного выполнения условий договора. Написано, что мусор вывозится каждый день, — значит он должен вывозиться ежедневно. Если берете плату за ежедневную мокрую уборку подъездов (кстати, вы знаете, что рэп включает эту услугу в ваши нынешние тарифы?) — значит уборщица должна работать каждый день. Если перечисляется часть квартплаты на обновление водопроводных сетей, то эти деньги должны действительно расходоваться по назначению, а не так, как решил начальник рэпа или глава районной администрации.

Сейчас проконтролировать использование средств от квартплаты практически невозможно. Да и не знают жильцы, из чего, собственно, эта квартплата состоит. Какие услуги в ней заложены? Это ведь секрет, который не хочет раскрывать ни один рэп, ни один местный совет.

Именно поэтому "регионалы" предлагают централизовать установление тарифов на коммунальные услуги, а перед этим провести аудит компаний-монополистов (водоканал, энергопоставщик и т.п.), чтобы впоследствии ограничить их "аппетиты" в получении сверхприбылей. Сейчас ведь получается абсурдная ситуация: в изношенной "хрущевке" квартплата выше, чем в новом элитном доме, только по причине того, что "хрущевка" требует больше средств на ремонт, потери воды и энергии там выше, счетчиков нет… Но разве, оплачивая сумасшедшие счета, жители "хрущевки" получают взамен лучшие услуги? Разве они комфортнее живут? При централизованном установлении тарифов такие парадоксы будут устранены.

Еще одно разумное предложение — это снижение порога, при котором начисляется субсидия. Как говорится, лучше синица в руке, чем журавль в небе. Слишком высокие тарифы приводят к тому, что ЖКХ получает еще меньше денег, чем до повышения квартплаты. Причиной тому — массовые неплатежи. Аналитики утверждают, что высокий уровень платы за жилье достигается тогда, когда квартплата составляет 10-15% от доходов всей семьи. Сейчас она в среднем по стране 22%. Поэтому предлагается выплачивать государственную субсидию тем семьям, у которых на оплату коммунальных услуг уходит более 15% (сейчас начисление субсидий — при 20%). Таким образом, около миллиона семей получат возможность свести концы с концами и залатать в семейном бюджете брешь, образовавшуюся из-за высоких коммунальных тарифов.

Еще для 1,4 миллиона семей будут предоставлены компенсации по кредитам на приобретение счетчиков воды, газа и т.п., что позволит таким семьям существенно экономить в будущем.

Если политики будут думать только о том, как бы отодвинуть на задний план проблемные вопросы в преддверии выборов (парламента, президента, местных органов власти), тогда, конечно, мы будем жить в своих разрушающихся домах до тех пор, пока их не зальет из прорвавшихся батарей или не засыплет рухнувшая крыша. И наши ежедневные стрессы, связанные с невывезенным мусором, разбитыми лампочками в подъезде или затопленными подвалами, уйдут в прошлое навсегда.

Другие статьи этого номера